ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
За годы становление системы обязательного медицинского страхования на территории Томской области состоялось. Созданы и работают все необходимые участники медицинского страхования: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы в районах области, страховые медицинские организации, центр лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности; 76 лечебно-профилактических учреждений Томска и области. Сформирована сеть страхователей, постоянно совершенствуется система сбора страховых взносов и платежей на обязательное медицинское страхование. Сегодня система обязательного медицинского страхования — это часть общей системы здравоохранения, единая структура, деятельность которой направлена на обеспечение конституционных прав граждан в охране своего здоровья. ТПГГ ОМС свою задачу выполнила и в современных условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в дальнейшем совершенствовании, приведении в соответствие с требованиями времени. При разработке пилотного проекта модернизации здравоохранения Томской области (2005) особое внимание было уделено эффективному использованию ресурсов. Первый этап предусматривает внедрение подушевого норматива, включающего все затраты по оказанию медицинской помощи, кроме затрат на капитальный ремонт, приобретения оборудования. Второй этап - внедрение единого тарифа, включающего все затраты первичного звена на оказание медицинской помощи, внедрение системы фондодержания (кроме специализированной, скорой помощи, родовспоможения). Учреждения первичного звена будут нести ответственность за эффективное использование ресурсов.
Можно сформулировать следующие ключевые аспекты обеспечения эффективности управления в здравоохранении:
1. введение «полного тарифа», при котором все расходы лечебного учреждения будут покры-
ваться из средств ОМС;
2. привлечение в фонд ОМС дополнительных средств, в частности, дополнительные платежи
ПФР на ОМС неработающих пенсионеров и субвенции ФФ ОМС;
3. перевод ЛПУ на новые формы хозяйствования, с правом самостоятельного распределения
средств по статьям расходов;
4. финансирование за счет средств ОМС альтернативных методов лечения;
5. участие в системе ОМС медицинских учреждений различных форм собственности.
К частным клиникам предъявляются такие же медицинские требования для получения лицензии, как и ко всем лечебным учреждениям. Для работы в системе ОМС, согласно законодательству РФ, лечебному учреждению независимо от формы собственности необходимо получить лицензию на право осуществлять медицинскую деятельность и заключить договора со страховыми организациями. Страховые организации должны контролировать качество лечения застрахованных, и они вольны заключать договора с любыми медицинскими учреждениями независимо от формы собственности. Деньги в системе ОМС медицинское учреждение получает именно за оказанную услугу, причем качественно оказанную, а не за один факт своего существования.
Частным медицинским организациям в Томской области не пришлось отстаивать свои права в Арбитражном суде на участие в системе ОМС, как например в Санкт-Петербурге или в Екатеринбурге. Частное здравоохранение нашей области участвует в Программе государственных гарантий с 1998г. в оказании не только альтернативных видов, но и первичной медико-санитарной помощи. Темп прироста прикрепленного населения к базовому 2003году в 2007 и 2008годах в муниципальных и районных поликлиниках был в пределах единицы, а в частных организациях этот показатель показал рост в 3 и 6 раз соответственно.
Темп прироста на 01.01.07г. и на 01.12.08г. в отношение к базовому 2003г. составил:
1. от 1,01 до 0,99 в МЛПУ г. Томска;
2. от 0,98 до 0,95 в районных МУЗ;
3. от 3,17 до 6,33 в частных организациях соответственно.
В то же время очевидно, что на осознанный выбор медицинской организации в первую очередь идут люди остронуждающиеся в медицинской помощи, соответственно расходы на медицинскую деятельности при таком уровне потребности возрастают кратно. Анализ заболеваемости прикрепленного населения показал увеличение числа инвалидов и лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении. Абсолютно очевидно, что невозможно на коротком промежутке времени применить массивные профилактические мероприятия, в результате которых бы произошло ощутимое оздоровление населения, проявившееся в реальном снижении потребления медицинской помощи.
СМО обособленно стоят в пилотном проекте, следует заметить привилегированно, они не несут никаких финансовых рисков и процент на ведение дела в отличие от медицинской организации остается стабильным. Они избирательно осуществляют защиту прав застрахованных, по большей части путем взыскания личных средств граждан, затраченных на медикаменты, купленные в коммерческой сети. В тоже время, фондодержатель несет ответственность собственными финансовыми ресурсами за неэффективное оказание медицинской помощи и безответственное отношение граждан к собственному здоровью.
|