Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ОБЩИННОЕ ВОСПИТАНИЕ Н. Н. НЕПЛЮЕВА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Печать E-mail
Автор Майданова С.Ю.   
15.07.2009 г.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Организованное Н. Н. Неплюевым Кресто-Воздвиженской трудовое братство занимает особое место в истории дореволюционного воспитания в силу того, что представляет собой образец самобытного российского воспитания, пронизанного православной религией, построенного на принципах общины, реализованного на практике и получившего положительные педагогические результаты. Это было попыткой решения экономических проблем русского крестьянства конца XIX – начала ХХ вв. через организованную общинную жизнедеятельность и религиозное воспитание.
Русский религиозный философ и просветитель Николай Николаевич Неплюев теоретически проработал и практически воплотил в жизнь идеи апостольской общины как единственной формы братской любви, составной частью которой было образование как событие с Богом. Неплюев полагал, что для выхода России на уровень мировой цивилизации решающим фактором является возрождение генотипа православной культуры, в котором заложена возможность эволюционного реформирования экономики страны. В своем видении исторического будущего России, он исходил из того, что Россия – государство православное, и этого определения достаточно, чтобы магистральным направлением ее развития стал путь эволюционного движения от капитализма к христианскому обществу, живущему на началах любви. В разработке своей общественно-педагогической концепции он опирался на библейское мировоззрение как самое стройное и наиболее удовлетворяющее потребностям умственного и нравственного развития человека и идеалы Библии как наиболее высокие и вмещающие в себя все философские идеи.
В основе педагогической системы Н. Н. Неплюева лежала идея о том, что для единения и гармонии умов, сердец и жизни, т.е. для мирного прогресса, необходимо не столько понимание, сколько желание, пересиливающее даже личное и семейное себялюбие. Это самоотверженное желание не может дать ни разум, ни наука, а только любовь, способная сделать естественным общинную жизнедеятельность. Любовь, согласно мировоззрению Неплюева, - святая, жизнетворная энергия вселенной, абсолютная истина, высшая ценность мира. Христианство есть вера, действующая любовью и призванная духовно и материально преобразить мир.
Он признавал, что характер человека – это ставшие второй природой духовные привычки, унаследованные и благоприобретенные путем частого переживания того или иного духовного наследия, и поэтому значительное влияние на него имеет самовнушение. Воспитание в привычках любви будет способствовать выработке в человеке стремления к самодисциплинированию во имя осознанных высоких идеалов любви. Из любви к ближним люди сами добровольно ограничат себя во всем, что необходимо для общего блага, не нуждаясь для этого ни в страхе наказания, ни в «приманках корысти». Без любви не может быть внутренней, естественной самодисциплины, а значит и свободы. Через добровольную дисциплину любви человек будет способен пользоваться свободой, не злоупотребляя ею. Для Неплюева дисциплина любви – суть смирения. Только любовь способна решить все противоречия мира, в том числе и социально-экономические. Без внутренней, добровольной и прочной дисциплины – дисциплины любви – остается только дисциплина внешняя, вынужденная и непрочная, дисциплина страха и корысти, когда не делают того, что опасно или невыгодно [1]. Но важно выработать приоритетную позицию любви в человеке, чтобы она формировала способ отношения к миру, признавалась высокой ценностью и высшим благом, только в этом случае она вознесет людей до свободы, равенства, братства и внутренней гармонии, только так она даст гарантию «стабильности» личности. Научить любви нельзя, но можно пробудить сознательную любовь – это и есть цель христианского воспитания.
Неплюев убежден, что воспитывать людей к любви возможно только через любовь. Но он четко осознавал, что далеко не во всякой душе любовь вызовет ответное чувство, т.к. ответная реакция - это выбор каждого человека. Нельзя оказать на человека нравственного влияния против его воли. Убеждение в невсесильности всякой педагогики Неплюев вынес из практического опыта воспитательной деятельности в школах братства. Зло есть не что иное, как отказ от Бога и правды Его. Творец уважает свободу воли своих созданий, не в смысле одобрения его, а в смысле неуклонного воздержания от насилия во имя добра. Педагог убежден, что любовь требует совершенно разного проявления по отношению к «сынам света и сынам тьмы», иначе она перестает быть разумной и содействует злу. Поэтому он против «бессистемной благотворительности»: милостыни нищим, содержания ночлежек и больниц, бесплатной раздачи продуктов и т.д., поскольку это не преображает общество, а лишь развращает людей. Рационализм Неплюева проявляется в том, что он в качестве способа воплощения идеи братской жизни утверждает не милостыню, а воспитание. Милостыня же полезна не для всех, а лишь для «своих». Именно жизнь в Братстве Неплюев рассматривает как «всеобщую милостыню». М. М. Тареев, побывавший в Братстве, пишет по этому поводу следующее: «Итак, с хорошими по-хорошему и с злыми по-злому. Принцип поражает своей простотой. Но это есть ветхозаветный принцип: любить ближних и ненавидеть врагов» [2]. Обобщая свои мысли, Неплюев приходит к фундаментальному принципу: организация подлинной христианской жизни общины возможна только при обособлении от противодействующих деструктивных сил мира. «Обособившись от зла и людей злой воли, вера требует от нас разумно организовать добро в собственной жизни» [3]. Но идея обособления должна сочетаться с любовью и сотрудничеством, чего Неплюев не смог достичь в полной мере.
Социально-педагогическая концепция Неплюева и ее практическая реализация расценивалась многими его современниками как попытка преодоления недостатков современной системы воспитания и образования. А. А. Лютецкий, анализируя стимулы успешного обучения современной ему школы [4; c.5], выделяет несколько основных побудителей в их иерархии:
1.    страх дурных отметок, наказания, оставления на второй год;
2.    стремление выслужиться, выдвинуться у учителей и начальства и сопутствующие этому выгоды;
3.    сокращение учебного времени за счет перевода без экзаменов;
4.    любовь к семье;
5.    интерес к предмету преподавания.
Таким образом, у учащихся отсутствует сознательное отношение к образованию, понимание его значимости и ценности. А без этого истинное воспитание и образование невозможны. Выход из создавшегося положения А. А. Лютецкий видит в основании учебно-воспитательного процесса в школах на началах любви. Но в современном обществе совершенно утрачивается понимание жизненной, деятельной любви, любви, созидающей добро в жизни. Именно такая любовь должна бы быть основой жизни всех людей. Образ жизни в любви выглядит следующим образом:
a)    любовь ставит человеку цель его жизни, вера в святость жизненного предназначения обусловлена тем, что она дана живой любовью;
b)    смысл деятельности человека сводится к достижению поставленной цели через поиск наиболее близких, успешных способов и средств;
c)    сознательное противостояние человека всем проявлениям зла в себе и в окружающем, смысл которого определяется верой в конечную победу любви.
Таким образом, любовь дает цель жизни, определяет ее смысл и ценность, обуславливает соответствующие методы и средства достижения цели. Жизнь человека приобретает статус особой ценности  и значимости ее осуществления, как для данного конкретного человека, так и для общества в целом.
Будучи солидарным с Л. Н. Толстым в непротивлении злу насилием, Неплюев полагал, что в дополнении к этому необходима еще и организованная система добра – такие формы братской жизни, при которых человек не был бы человеку волком и которые человек принял бы сознательно и свободно. В деле нравственного оздоровления общества приоритетную роль Н. Н. Неплюев отводил церкви.
Неплюев был убежден в том, что воспитав в людях отношение к труду как к долгу перед Богом, обществом и самим собой, укрепив в нем представления о некоем обязательном уровне образования, чистоты, порядка, без которых жить просто невозможно, тем самым общество обеспечит себе тот уровень стабильности, который гарантирует устойчивость при любых катаклизмах и потрясениях. Но для этого необходимо, по мнению Неплюева, духовно-нравственно и умственно подготовить ту первичную общность юношества, которая впоследствии будет саморазвиваться и способствовать правильному воспитанию других членов общины. Эту подготовку Неплюев осуществлял через школу, которая должна была не только развивать ум, сообщая полезные сведения, давая умения и жизненный опыт, необходимый для практической жизни, но и воспитывать волю в направлении добра, побуждая стремление к добру. Таким образом, школа изначально задумывается деятелем как, прежде всего, воспитательное учреждение.
Первое учебное заведение с 10 крестьянскими детьми было открыто в 1881 г.в местечке Ямполь Черниговской губернии, принадлежавшем роду Неплюевых. Нужно отметить, что начинание Николая Николаевича не было поддержано ни близкими ему людьми, ни общественностью, ни крестьянством, которые по разным причинам относились настороженно к подобным «экспериментам».  Школа, созданная Неплюевым, давала детям начальное образование и религиозно-нравственное воспитание, по окончании которого они переходили на ферму в элементарное сельскохозяйственное училище. Все заботы Неплюева сосредотачиваются на воспитании вверенных его попечению детей в духе христианства, понимающих глубокий смысл своей религии, и формировании полезных тружеников русской деревни. В этих школах прививалось и понимание художественных ценностей.
В 1883 г. Н. Н. Неплюев подает прошение в Министерство Государственных Имуществ об основании низшей сельскохозяйственной школы. Осенью 1885 г. школа расширяется, переносится на хутор Воздвиженск, получая к этому времени права мужской Земледельческой школы министерства земледелия. В этом же году состоялось и торжественное открытие школы. В 1891 г. там же открывается и женская Преображенская школа.
Помимо двух сельскохозяйственных школ в Ямполе функционировала и младшая школа на 40 человек, служившая подготовительной ступенью к сельскохозяйственным, с общежитием при ней. Этой школой заведовала другая сестра Николая Николаевича – Ольга Николаевна. Впоследствии начальная школа была передана земству [4; c.9]. Кроме того, на хуторе Воздвиженском был организован и детский приют.
По завершении школьного обучения выпускники школ Неплюева образовали артель фермеров, сообща обрабатывающие арендуемую землю. Трудовое братство постепенно составлялось из выпускников школ, которые хотели продолжить жизнь, к которой они успели привыкнуть за время обучения. Таким образом, Неплюев не просто воспитывал учеников своих школ, он создавал новое общество, на новых началах.
Дети принимались в школу с 8-12 лет, с обязательным условием грамотности детей и обязательства со стороны родителей не препятствовать окончанию полного курса обучения своим ребенком. Курс обучения составлял 5 лет: два подготовительных класса и три специальных. Школа быстро завоевала популярность среди крестьянства, поэтому конкурс при поступлении доходил до 5-7 человек на место. Принимались дети всех сословий и состояний православного вероисповедания. Ежегодно принималось около 20 детей – большее число школа не могла вместить. Таким образом, общая численность учащихся колебалась в пределах 68-85 человек. Обучение было бесплатным, хотя дети и находились на полном пансионе (школу содержало братство и лично Н. Н. Неплюев).
Список учебных предметов поражает разнообразностью, учитывая тип и характер школы Неплюева: катехизис, Евангелие, православное богослужение, Деяния и Послания, русский язык, пение, рисование, география, арифметика, геометрия, физика, химия, анатомия, физиология, энтомология, ботаника, русская история, законоведение, межевание, пчеловодство, скотоводство, коневодство, молочное хозяйство, земледелие, садоводство, полевое и лесное хозяйство [5].
Ежедневные занятия в школе длились с 8 до 12 часов, с 12.30 до 16 часов – практические занятия. Летом – работа в поле. Учебный год длился с октября по апрель, с апреля начиналась сельскохозяйственная и животноводческая практика.
В женскую сельскохозяйственную Преображенскую школу, здание для которой было выстроено специально, девочки принимались с 13 лет, срок обучения составлял 4 года. Общая организация этого учебного заведения была аналогична мужской Воздвиженской школе. Дополнительно в число учебных предметов входили домоводство, кройка и шитье. Этой школой заведовала сестра Н. Н. Неплюева - Мария Николаевна Уманец.
Целями общины, воплощавшимися во всей жизнедеятельности взрослых и наставников,  являлись:
1.    Осуществление христианского воспитания детей, приучая их думать, чувствовать и жить согласно учению Христа и уставам Святой Церкви.
2.    Предоставление возможности всем желающим вести религиозно-трудовой образ жизни на началах общины и братства.
3.    Распространение своего влияния и опыта деятельности за пределами Братства.
Применительно к школьному учебно-воспитательному процессу к этому перечню добавлялось:
4.    Доставление ученикам начального образования и разносторонних сельскохозяйственных знаний, подготовка их к практической жизни и самообеспечению собственной жизни.
Первоначально, осуществлением всего воспитательного процесса в школах занимался сам учредитель, обучение же осуществляли приглашенные учителя. Все свободное время Н.Н.Неплюев проводил с воспитанниками в непосредственном близком общении, беседах на религиозные темы. Неплюев постарался обеспечить школу учителями, которые смогли бы упрочить ее нравственную атмосферу, но его надежды не оправдались, т.к. большинство педагогов не разделяло замысла основателя. Тогда он выхлопотал «Высочайшее дарование в виде исключения» (1888 г.) - право Воздвиженской школе принимать в качестве учителей своих бывших воспитанников [4; c.8], которое было закреплено в 1895 г. Учителя при школе составили первую Братскую Семью имени  Николая Чудотворца. Впоследствии стали образовываться другие Семьи по профессиональному признаку. Таким образом, обеспечив своим школам самовоспроизводство педагогического персонала, учредитель приобрел важный воспитательный фактор в своей воспитательной системе – единый воспитательный коллектив людей, изначально проникнутых общими идеями и целями, единство которых распространялось на всех субъектов воспитательного процесса в пространстве жизнедеятельности общины.
Неплюев понимал, что старшие воспитанники могут во многом содействовать эффективному нравственному воспитанию младших. Общинный характер жизни и деятельности всего сообщества способствовал естественной организации «присмотра» старших за младшими. Из среды воспитанников был избран Старший братский кружок,  состоявший из учеников, сознательно усвоивших весь дух христианского воспитания и готовых содействовать общему делу, между членами которого распределялись младшие воспитанники, по 4-5 человек. При этом старшие должны были быть не начальниками и судьями, а добрыми друзьями, всегда готовыми прийти на помощь в сложных жизненных обстоятельствах. На первый год учащиеся распределялись, а в дальнейшем сами выбирали себе старших товарищей-наставников. Следует отметить, что эффективность подобного содружества, несомненно, вносила свой вклад в оценку членов Старшего кружка, но они не пользовались никакими привилегиями в школе и наряду со всеми остальными несли свои обязанности и подчинялись всем установленным правилам, подавая пример младшим в неукоснительном их исполнении. Воспитание младших товарищей старшими постулировалось как дело Божие, в осуществлении которого они выступали лишь орудиями высшей воли, что умаляло всякие проявления гордости и самомнения. Старшие следуют за своими подопечными практически неотступно: живут вместе – спят в одной комнате, едят за одним столом и пр. Заявлялось, что подобная опека не должна быть навязываема силой, но если младший долгое время не находиться рядом со своим наставником, вставал вопрос о смене старшего товарища, который смог бы оказать более сильное воспитательное воздействие. Ежедневно, по очереди, один из членов Старшего братского кружка со своими младшими приходил к попечителю школы для общения, чтобы закрепить духовную связь с ним учеников. Каждую субботу Старший братский кружок собирался вечером в доме попечителя, где вместе с ним обсуждалось поведение младших воспитанников, отношения к ним наставников, иногда проводили время за общим чтением, пением, музыкальными занятиями. Несколько членов Старшего братского кружка находились под руководством у каждого учителя школы: таким образом осуществлялось «непрерывное воспитание».
Младшие воспитанники образовывали Младший братский кружок, в который по желанию вступали те воспитанники, кто уже осознал необходимость самовоспитания и вступил на путь духовного совершенствования. Оба кружка имели свою отдельную организацию, общие и частные собрания по вопросам школьной жизни.
Решение о вступлении в кружки было добровольным: ученик мог окончить курс обучения, не будучи ни в одном кружке, если он ничем не нарушал общего духа учебного заведения. Следует отметить, что ограничение своего пребывания в «обществе» Неплюева исключительно образованием  и выполнение всех правил школьной жизни, не разделяя ее установок и смыслов, было психологически довольно сложным делом. В Младший кружок, как правило, не принимали ранее полугода после поступления в школу. Члены кружков в ходе жизнедеятельности Братства и школьного обучения следили за проявлениями доброй воли в своих товарищах, подмечая возможность приобретения новых членов в свой состав. Прием каждого нового брата знаменовался торжественным посвящением. Регулярно члены кружков собирались для обсуждения поведения своих сочленов, предъявляя к ним высокие требования согласно целям жизнедеятельности. Интересы отдельной личности нивелировались во имя общего блага и общих целей. Сама жизнь в общине, ее цели и деятельность Братских кружков возводилась в ранг наивысших ценностей; вся жизнедеятельность в соответствии с должным православным укладом преподносилась и должна была восприниматься членами общины как высокое служение.
Ежегодно после приемного экзамена 1 августа вновь принятые ученики оставались в школе на несколько дней и присутствовали на торжественном акте 4 августа, после чего уезжали до начала учения. Эти три дня новички проводили вместе со старшими воспитанниками, которые подмечали особенности их характеров, чтобы иметь возможность распределить их между собой для наставничества. Накануне 4 августа Старший братский кружок воспитанников собирался на педагогическое совещание по вопросу о новом распределении младших между старшими, при изменении состава школы. Вновь поступившие распределялись по решению совета; все остальные – при возможности, по желанию. Передача младших воспитанников на попечение старшим осуществлялась Неплюевым на торжественном акте. Впоследствии, если влияние старшего оказывалось недостаточно благотворным, мальчика переводили к другому наставнику, которого выбирал он сам [4; c.10]. Таким образом, с первых дней жизни в школе каждый воспитанник получал себе друга-руководителя, который помогал ему по возможности органично войти в сложившийся коллектив и адаптироваться в новых условиях жизни. Дальнейшей заботой старших было создание необходимости воспитания духовной самодеятельности в своих подопечных.
Кроме ежегодных экзаменов бывали и внезапные испытания летом, когда школы посещали представители Министерства Земледелия и дети отвечали на вопросы по пройденному материалу без предварительной подготовки. Подобные проверки не раз подтверждали высокий уровень подготовки воспитанников в сравнении с учащимися других школ того же разряда. Хорошая успеваемость учащихся обусловливалась не только педагогическими усилиями учителей, но и некоторыми нововведениями в организации педагогического процесса. Так, совместное исполнение уроков всем классом (кроме письменных работ и заучивания наизусть) было введено с целью:
1.    Приучить воспитанников к дружной совместной деятельности.
2.    Доставить возможность менее способным детям систематично пользоваться помощью со стороны более способных товарищей, в изложении которых часто лучше понимается материал, чем из учебника.
3.    Заставить ленивых учеников усваивать материал.
4.    Не допустить развития привычки зазубривать материал или отучить от нее, если таковая имелась.
Как ни странно, это дало положительный результат: успеваемость учащихся значительно повысилась.
Вне уроков в целях умственного развития учащихся пользовались каждым свободным днем для организации чтений, бесед, подготовки рефератов, в процессе работы над которыми старшие воспитанники учились систематизировать и связно излагать свои мысли по избранному вопросу. Кроме школьной библиотеки, воспитанники специальных классов имели возможность под руководством учителя пользоваться некоторыми разделами библиотеки Н. Н. Неплюева.
Сначала в школах существовали наказания. Впоследствии Неплюев отказывается от них, вводя общее еженедельное собрание школы, на котором каждый воспитанник мог предъявить претензии старшинам, учителям, товарищам. В результате конфликты снимались, и, в дополнении к этому, подобная мера нравственного воздействия содействовала формированию активной нравственной позиции учащихся.
Система самоуправления воспитанников была продуманной и четко организованной. Все виды обязательных сельскохозяйственных работ между учащимися распределялась поклассно. Воспитанники 2-го специального класса назначались по очереди на дежурство при управляющем школой: в их обязанности входило ведение школьной конторы – табели и учет работ. Эти ученики ежедневно следили за ходом всех работ в хозяйстве, предоставляли вечером управляющему школой проект наряда на следующий день, приучаясь, таким образом, к самостоятельной хозяйственной деятельности.
В каждом из пяти классов школы ежемесячно избирался старшина, ответственный за порядок и имеющий право требовать беспрекословного повиновения своим распоряжениям. Полномочия старшины старшего класса распространялись на всю школу. Существование таких лиц, выбранных товарищами и ответственных перед начальством школы, содействовало воспитанию привычки добровольного и беспрекословного подчинения на основе добровольного признания власти равноправного товарища. В обязанности старшины входило наблюдение за порядком в своем классе и в определенной сфере школьной жизни, которая ему поручена. Все воспитанники обязаны повиноваться старшине во всем, что касается принятых им на себя обязанностей. Если требование старшины казалось какому-то воспитаннику необоснованным, то он мог, соблюдая должное уважение, высказать свое мнение; при повторении требования оно должно было исполняться беспрекословно. Примечательно то, что на еженедельном субботнем собрании всех учащихся и педагогов каждый воспитанник не только мог, но и был обязан (разрядка наша – С. Ю.) заявить неуважение на старшину, в случае гордого или грубого его отношения к товарищам или необоснованных требований и необдуманных распоряжений [4; c.13].
Средствами стимулирования воспитанников к самовоспитанию выступали: общее собрание – «круг» - с учителями, и «товарищеское собрание» - без педагогов. Эти собрания проводились поочередно каждую субботу. На них обсуждалась жизнь школы за прошедшую неделю, рассматривались нужды школы, о которых мог свободно говорить каждый. Такие собрания имели целью пробудить свободную волю и совесть у учащихся, приучить их к сознательной самодисциплине, постоянному самоконтролю, оценке себя и других. С этой же целью учащиеся вели личные дневники и ежедневно в конце дня оценивали свои поступки.
Суббота имела особый распорядок школьной деятельности: в этот учебный день занятия были сокращены, и основное внимание уделялось подведению итогов жизнедеятельности школы за прошедшую неделю. После обеда собирался Педагогический Совет под председательством попечителя или управляющего школой, на котором учителя делились впечатлениями об учебных успехах учащихся и их отношении к обучению. После этого проводился «круг» при участии всех воспитанников и педагогов, который носил семейный характер и открывался чтением школьного дневника. Этот дневник велся самими учащимися: в будние дни записи делали дежурные по школе, в праздничные и субботние – воспитанники трех специальных классов, назначаемые старшиною старшего класса, который и следил за своевременностью заполнения. В дневнике отражались все произошедшие в жизни школы события, главное внимание обращалось на настроение воспитанников, на их радости и горести. В него вносилось все, что говорилось на кругах, товарищеских совещаниях и собраниях и в беседах. По ходу прочтения записей за неделю, в их изложение вносились замечания и поправки.
На первых порах жизнедеятельности школы после школьного дневника читали книгу проступков, в которую каждый воспитанник имел право записать самого себя, товарища, старшину. В эту же книгу вносились и замечания старшин: кем, когда и за что они были недовольны. Часто виновные записывали сами себя, желая сознаться в проступках и объяснить мотивы своих действий. Эта книга имела значение памятной книги, чтобы можно было потом на кругу обсудить проступок совместно для общей пользы.
В дальнейшем книга проступков была заменена возможностью ежевечернего обсуждения совершенных и заявленных проступков среди товарищей. Так же старшины заявляли обо всем, что нежелательного было замечено ими за день. Это делалось для того, чтобы уладить все недоразумения «по живому чувству», не дожидаясь субботнего сбора.
Затем на кругу попечитель говорил о том, что хорошего и плохого ему сообщили на Педагогическом Совете; это носило характер частных замечаний воспитанникам. Только в чрезвычайных случаях учащимся делался выговор по постановлению Педагогического Совета. Два-три таких выговора ставили вопрос об исключении ученика из школы, если он не изменял своего поведения.
После этого слово имели воспитанники, бывшие смотрители работ. Когда старшины высказывались относительно отношения учащихся к выполнению заданий, воспитанникам предлагалось рассказать о старшинах, об их отношении к ним. На кругу рассматривались и вопросы общей жизнедеятельности воспитанников.
Если круг заканчивался не очень поздно, то воспитанники делились на три группы - Старший кружок, Младший кружок и внекружковые – для проведения своих собраний под председательством учителя. Это разделение имело целью дать учащимся возможность обсудить наиболее насущные для них вопросы.
Авторитет старших воспитанников поддерживался различными способами, в частности и тем, что их проступки обсуждались в присутствии младших только тогда, когда о них было известно всем.
Товарищеское совещание проводилось в чередовании с кругом и на нем воспитанники обсуждали проявления школьной жизни самостоятельно, без своих воспитателей. Руководил совещанием старшина школы.
В жизнедеятельности воспитанников отмечались не только проступки, но и проявления особой любви к товарищам и школе, за которые товарищи выражали сочувствие и благодарность. Иногда это выражалось в виде записи в книгу похвал. В эту книгу также вносились имена ежемесячно выбираемых старшин и похвалы, выраженные по постановлению Педагогического Совета.
Суббота посвящалась вопросам нравственного воспитания, а воскресенье – религиозного. Перед утренней службой в церкви, учредителем проводилась общая беседа, как правило, на религиозные темы. Иногда устраивались общие беседы после обеда, на которых присутствовали все учащиеся обеих школ и все Братство. Чаще послеобеденное время посвящалось литературно-музыкальным выступлениям или рефератам на разные темы. Некоторые рефераты подготавливаются систематично для целостного изложения истории Церкви, всеобщей истории и русской литературы, а также предметов, не входящих в программу школы [4; c.17].
В дополнении ко всему сказанному, следует отметить, что ежегодно к первому января все наставники писали характеристики на своих подопечных, которые прочитывались на общем собрании Старшего братского кружка, причем собратья высказывали свое мнение по поводу того, насколько верно понят и описан характер того или иного воспитанника. В день рождения воспитанника на него составлялась и прочитывались характеристики, составленные его товарищами, наставниками, учредителем. Эти заключения поражают обстоятельностью и глубоким пониманием человеческой души.
Неплюев очень опасался гибели своего детища, и поэтому стремился максимально контролировать организационную и духовную сторону жизнедеятельности общины. Опасения учредителя не были безосновательны, в связи с активным противостоянием ряда влиятельных церковников и высокопоставленных чиновников, а также внутренних противоречий в самом Братстве, вызванных нивелировкой личности во имя общины. Как социальная модель, Трудовое братство и школа, как часть его, имели жесткую организационную структуру, глубоко авторитарный режим управления и контроля. Основными источниками внутренних противоречий общества Неплюева являлись пронизывающая весь жизненный уклад суровая религиозность и дефицит либеральных ценностей. Это стало главной причиной ухода многих людей из общины. Моральная духота Братства и деспотизм самого Неплюева, посягательство на свободу личности отмечались многими критиками.
Принижение свободы личности в общине отмечалось теми, кто так и не сумел приспособиться к стилю неплюевского братства. В этом смысле показательны заметки Ивана Абрамова, бывшего ученика Воздвиженской школы. Абрамов пишет: «В этих (неплюевских – С. Ю.) школах закладывается фундамент той лицемерной иезуитской дрессировки, которая завершается уже в братстве. Всякой, кто не сумел заглушить в себе личности и отлиться в общую форму, немедленно исключается из школы. так, в братство попадают уже вполне обесцвеченные фигуры, готовые по данному сигналу обнаруживать разные христианские чувства…; долгие молитвенные собрания, поголовные лобызания, слова любви, сочувствия, признательности, которые щедро сыпятся в братских беседах, не мешают однако братчикам усердно «разыскивать сучки в глазу у братьев своих» и доносить патрону» [6]. Несмотря на то, что подобные отклики не были редкостью, нельзя делать вывод о надуманности и лицемерии всего Братства. Здесь необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, будучи весьма харизматической личностью с неестественно-экзальтированным внешним выражением, Неплюев излишне жестко ожидал перемен в человеке, поэтому нередко братчики очень чутко чувствовали эти моменты и сталась невольно подстроиться под них, где-то даже нарочито подыгрывая своему лидеру. Во-вторых, пятилетний срок школьного обучения для воспитания «в любви» очень незначителен, и поэтому человек учится всю жизнь. В условиях школьного образования по необходимости возникал прессинг, «иезуитская дрессировка», в рамках которой происходил своеобразный естественный отбор: либо ученик за короткое время принимал неплюевский модус жизни, либо нет. Феномен «мгновенных» душевных превращений» [7] встречается не часто.
Несмотря на противостояние официальной церкви и некоторых высокопоставленных чиновников, видевших в Неплюеве потенциальную опасность социального и религиозного реформаторства, преданность православию и благосклонное отношение к нему представителей монархических династий позволили преодолеть многие запреты. Высокие гражданские и личные качества Н. Н. Неплюева – искренний патриотизм, неподкупная честность и зажигательная энергия его религиозных устремлений позволили ему получить некоторые совершенно особые права: выбор братского священника братской думой с последующим утверждением Покровителя Братства – епископа Черниговского и Нежинского, право назначения педагогами школ бывших воспитанников, возможность Неплюева читать проповеди в церкви.
Гибкость воспитательной системы Неплюева, по сути, сводилась лишь к вариативности и взаимозаменяемости субъектов воздействия, но сама технология влияния не менялась. Так достигалась практически полная подконтрольность индивидуальной жизни личности, осуществлялся непрерывный контроль и «направление» развития человека. Те, кто подчинялся, формировались в соответствии с принятым и должным личностным образцом; те же, кто не выдерживал, покидали общину.
Попадая в атмосферу тихой, скромной жизни, основанной на вере, самоограничении и труде, дети на уровне подсознания воспринимали правоположенность подобного течения жизнедеятельности. Не имея, в большинстве своем, иного опыта для сравнения, в условиях тщательной и всесторонней «проработки сознания в нужном направлении», дети, выраставшие в общине, естественным образом принимали существующие ценности, приоритеты и смыслы. Закрытость неплюевской общины создавалась великолепно организованной и тщательно контролируемой системой жизнедеятельности. Сформированная Неплюевым воспитательная система, строго авторитарная по своей сути, воплощалась во внешне свободной общности людей, жизнедеятельность которой строилась на «свободном волеизъявлении» каждого члена общины.
Воспитанники Неплюева проникались духом веры и христианских начал не путем умножения числа уроков на их преподавание, а через выяснение значения любви в ходе самой жизни, во всех взаимоотношениях учащихся, педагогов и всех членов братства. Дети воспитывались в привычке жить любовью, с любовью относиться друг к другу, к воспитателям, ко всему окружающему. Братские союзы давали возможность личной самодеятельности на пути духовного совершенствования. Пробуждение этой самодеятельности составляло главную задачу воспитателей. Наставничество старших воспитанников позволяло использовать в христианском воспитании пример личной духовной жизни, к которой подготавливала школа. Братская жизнь общины представляет правильную организацию добра и дает защиту от зла и уверенность в завтрашнем дне, гарантирует стабильность жизнедеятельности. Серьезно-сознательный быт семьи-общины, основанный на любви, самодисциплине и труде, через духовный рост ее членов становится братством, органично присущим русской культуре. Но излишняя жесткость, прямолинейность и всеохватность насаждаемого Неплюевым стиля жизнедеятельности в созданной им общине не оставляли ее членам пространства свободы. Отсутствовала та собственная, абсолютно личная ниша, не подконтрольная никому и не существующая в заданных кем-то рамках, свобода выбора, необходимая для уравновешивания должного желаемым и «своим», что оборачивалось личностными деформациями или самоосвобождением от гнетущего давления.

 

Литература:
1.    Неплюев Н. Воззвание к друзьям свободы и порядка. - Спб., 1907. – 16 с. С. 10.
2.    Тареев М.М. Живые души. – Сергиев Посад, 1908. – 176 с. С. 144.
3.    Неплюев Н.Н. Путь веры. – Сергиев Посад, 1907. – 160 с. С. 66.
4.    Лютецкий А.А. Школы Н.Н.Неплюева как пример самобытного воспитания. – М., тип. Борисенко и Бреслин, 1900. – 23 с.
5.    Неплюев Н.Н. Письмо к духовенству. - Киев, 1905. – 20 с.
6.    Из русских журналов // Мир Божий. - 1900. - № 5-6. - С. 42-43. С. 42.
7.    Абрамов И. Второе письмо из Глуховского уезда // Русское богатство. - 1900. - № 3. - С. 1-27. С.2.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99