ГОУВПО СибГМУРосздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2006. – 167 с.
Скачать сборник целиком
Паркинсонизм - тяжелое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, поражающее в основном людей среднего и пожилого возраста. Это одно из самых распространённых органических патологий головного мозга, с которыми постоянно встречаются практикующие неврологи. Распространенность данной нозологической формы в России составляет в среднем 80-100 человек на 100 тыс. населения.
Актуальность данной проблемы для медицины и здравоохранения определяется неуклонным ростом заболеваемости в связи с увеличением продолжительности жизни населения; хроническим прогредиентным течением этого недуга, что в дальнейшем приводит к тяжёлой инвалидизации больных, значительному ограничению их жизнедеятельности и ухудшению качества жизни.
Многие больные в связи с заболеванием не ожидают от жизни ничего, кроме её постоянного ухудшения, сужают круг контактов и интересов, вынуждены отказываться от некоторых сторон социальной жизни. В результате нарушается общий психологический фон пациентов, что значительно влияет на эффективность проводимого медикаментозного лечения. Лица, страдающие паркинсонизмом, в результате этого нуждаются не только в медицинской помощи, но и в психологической поддержке. Врач поликлиники, учитывая минимум времени, отведённого на приём и большую загруженность, не может обеспечить пациенту достаточную психологическую поддержку, в которой он крайне нуждается, разработать программу реабилитации и осуществить её в необходимом аспекте.
В этих случаях большое значение должна играть школа «Здоровья» для больных паркинсонизмом и их родственников, где могут проводиться организованные встречи больных и их родных с клиницистами, друг с другом, имеется возможность обменяться информацией и впечатлениями. Создание на школах отношений партнёрства между врачом и больным, правильная стратегия обучения, самый эффективный и простой путь к повышению качества жизни больных.
Школы «Здоровья» разработаны и активно проводятся у нас в регионе для больных с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, но никогда не проводились ранее для больных с паркинсонизмом.
Материал и методы. В 2004-2005 годах на базе кафедры неврологии и нейрохирургии СибГМУ (зав. кафедрой - профессор В.М.Алифирова) были организованы комплексные занятия в школе «Здоровья» для больных паркинсонизмом. Проведено 8 занятий, продолжительностью каждого около 2 часов, включая информационный блок - 45 минут, ответы на вопросы - 45 минут, общение друг с другом и обмен информацией - до 45 минут. Занятия были построены в форме диалога с пациентами, содержали оптимальную адаптированную для больных информацию. Теоретический раздел программы включала позитивное информирование о заболевании, его формах, распространенности, основных клинических проявлениях, а также возможностях современных средств лечения паркинсонизма с разъяснениями о правильном титровании доз противопаркинсонических препаратов под обязательным врачебным наблюдением. Проводилась психологическая коррекция больных паркинсонизмом и членов их семьи. Оценка степени тяжести заболевания проводилась по шкале Hoehn и Yahr, шкале UPDRS, повседневная активность - шкала Schwab и England, депрессия - шкала Гамильтона, Бека, когнитивные нарушения - шкала MMSE.
Результаты исследования и обсуждение. В исследовании принимали участие 126 пациентов с паркинсонизмом в возрасте от 45 до 75 лет. Из них 94 (74,6%) женщины, среднего возраста 73±9,5 года и 32 (25,4%) мужчины, среднего возраста 72,4±10,3 года. Пациенты принимали противопаркинсоническую терапию. Все обследуемые были распределены, согласно классификации [1] на следующие группы: I. Первичный паркинсонизм (болезнь Пар-кинсона) - 95 (75,4%) человек. II. Вторичный паркинсонизм - 26 (20,6%) человек. III. Паркинсонизм при других дегенеративных и наследственных метаболических заболеваниях центральной нервной системы - 5 (4%) человек.
Применение в медицинской реабилитации систематического обучения уменьшает выраженность двигательных нарушений (64%), улучшает подвижность (75%), самообслуживание (59%) и социальную активность (62%). Улучшение психологического фона у пациентов привело к уменьшению депрессивных проявлений, пониманию сущности своего заболевания и своих возможностей, снижению негативного влияния на течение и усиление тяжести основного заболевания.
Выводы. Посещение пациентами школы «Здоровья» привело к значительному уменьшению тяжести заболевания, улучшению двигательной активности, а также к уменьшению выраженности эмоционально-личностных нарушений.
Список литературы:
1. Экстрапирамидные расстройства: Руководство по диагностике и лечению / Под ред. В.Н.Штока, И.А.Ивановой-Смоленской, О.С.Левина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002.
|