Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.
Скачать сборник целиком
В настоящее время большое внимание уделяется эффективности выполнения медицинскими учреждениями своей работы. Эффективность определяется тем, насколько хорошо налажена административная и вспомогательная работа, которая влияет на конечный результат. Под качеством медицинских услуг обычно понимается социальная и медицинская категория, определяющая уровень и результат процесса диагностики и лечения, соответствие этого результата потребностям и ожиданиям общества. Согласно концепции ВОЗ различают три аспекта качества: качество структуры (оснащенность, обеспеченность), качество процесса (медицинской помощи), качество результатов (исходов медицинской помощи по оценкам компетентности специалистов, инфраструктуры учреждения). Осуществляемые меры по контролю над качеством медицинской помощи следует рассматривать также из 3 компонентов: качество структуры, качество процесса, качество результатов. Под гарантией качества понимают научно-технический уровень помощи, то есть степень применения имеющихся в настоящее время медицинских знаний, медицинских технологией при оказании медицинской помощи. Говоря о гарантии качества надо также говорить о технической оснащенности, безопасности, удовлетворенности пациентов (с должным учетом личности пациента, его доверия и комфорта), с учетом экономного использования ресурсов, равенства возможности получения медицинской помощи для лиц, имеющих разное экономическое положение.
Контроль и оценка деятельности клинических служб имеет большое значение для непрерывного повышения качества в организации здравоохранения. Если данный контроль и оценка достаточны по объему, то они содействуют улучшению качества обслуживания пациентов клиническими вспомогательными службами. Эффективность качества определяется на основе индикаторов, специальных стандартов, баз данных. Индикаторами может быть оценена доступность лечения, его правильность, компетентность специалистов, рентабельность. Хотя эти индикаторы не являются непосредственной мерой качества, они акцентируют внимание на тех вопросах, которые требуют наиболее пристального контроля.
Методология оценки качества в здравоохранении имеет большой потенциал, но для того, чтобы ее методики стали эффективными в улучшении здоровья отдельных людей и населения в целом, необходимы дальнейшие усилия на нескольких фронтах. Эти усилия должны быть направлены на разработку разумной концептуальной структуры таких методик, на разработку и проверку усовершенствованных способов оценки качества. Необходимо добиться интеграции усилий по оценке качества в работу, направленную на совершенствование медицинского обслуживания, - как в каждом отдельном учреждении, так и в более широком масштабе. Следует также следить за тем, какой вклад в здоровье населения вносят методики оценки качества: их польза должна оправдывать затраты.
Таким образом, происходящие изменения в структуре здравоохранения способствуют смещению акцента в пользу качества. Разнообразие медицинских услуг, управление в их оказании, участие в риске, вертикальная и горизонтальная интеграция, а также другие изменения привносят новые переменные в уже достаточно сложное уравнение. Возможность более широкого выбора привела к возрастанию потребности в разработке методологии проведения оценки и сопоставления стоимости и качества. В последние годы выполнено значительно количество работ, посвященных решению названной проблемы. Вол многих лечебных учреждениях внедряются, проходят апробацию и совершенствуются методики контроля и управления качеством. Однако все сказанное справедливо преимущественно в отношении системы здравоохранения крупных городов. Медицинские учреждения, расположенные в сельской местности и прежде всего ключевое звено сельского здравоохранения - центральные районные больницы - в силу целого ряда причин слабо вовлечены в работу по контролю и совершенствованию системы качества медицинской помощи.
|