Красноярская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Методы обучения – это упорядоченные системы взаимосвязанных приемов педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента, направленные на достижение поставленных дидактических воспитательных и развивающих целей. Основные функции методов обучения - образовательная и воспитательная.
Образовательная функция способствует развитию личности, способности расширить свои знания и творчески применять их. В процессе самостоятельной работы студент овладевает знаниями, умениями, навыками. Задача преподавателя заключается в организации познавательной деятельности студентов, а уровень успеха определяется наличием правильно написанного методического пособия, которым обучающиеся могут пользоваться, изучая ту или иную тему. Для развития у студентов познавательной и творческой самостоятельности на кафедре разработано и создано «Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы», которое можно использовать для самоподготовки к практическим занятиям. Пособие начинается с мотивации темы, которая способствует формированию у студентов интереса к предмету и будущей профессии. Затем следуют цели занятий. В методическом пособии правильно упорядоченный учебный материал представлен в виде графологических структур, которые позволяют наглядно представить последовательность изучения темы. Методические указания для самоподготовки к занятиям включают контрольные вопросы по каждой изучаемой теме, с помощью которых определяется уровень знаний. Чтобы успешно ответить на поставленные вопросы, студент должен воспользоваться рекомендуемой основной литературой, а для углубленного изучения темы дан перечень дополнительной литературы. Для самоконтроля студенту предлагается решить ситуационные задачи. В процессе решения задач, на основе имеющихся сведений и оценки конкретной ситуации, студент приходит к получению новых знаний в результате самостоятельной творческой активности. Ситуационные задачи повышают интерес к предмету и наглядно демонстрируют связь гистологии с клиническими дисциплинами. В конце пособия приведен перечень основных терминов и рекомендованы темы рефератов по УИРС. Такое построение каждой темы отражает современную методологию преподавания в высшей школе, которая ориентирует студента на самостоятельную работу в приобретении знаний при консультативной и направляющей деятельности преподавателя.
Воспитательная функция неотделима от образовательной. Еще Л.Н. Толстой сказал: «Нельзя воспитывать, не давая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Работа по воспитанию студентов на кафедре гистологии проводится как через учебный процесс, так и вне учебного процесса – кураторство.
Воспитание через учебный процесс проводится в трех направлениях:
1) здоровый образ жизни,
2) деонтология,
3) гуманитарное направление.
В пропаганде здорового образа жизни на лекциях и практических занятиях проводятся беседы, связанные с разбираемой темой по дисциплине:
1) вредное воздействие курения, наркотиков, алкоголизма на физическое и психическое здоровье,
2) профилактика венерических заболеваний и СПИДа,
3) диета – норма или патология,
4) инфекционные заболевания, их профилактика.
Поведение студентов в вузе и вне вуза должно быть в высшей степени корректным, на то указывал еще А.П. Чехов, говоря: «Врач должен быть ясным умственно, чистым нравственно и приятным физически». Однако со стороны поведения студентов можно отметить негативные явления: опоздания на практические занятия и лекции; нарушение этики и деонтологии, проявляющееся в виде непочтительного отношения к своим товарищам или обслуживающему персоналу кафедры; неряшливый внешний вид; пассивность в плане приобретения знаний.
На лекциях и занятиях преподаватели уделяют внимание этим проблемам. Главная цель воспитательной работы в вузе - формирование у студентов идеологии специалиста практического здравоохранения – гуманитарное направление. Для реализации данного направления в воспитательной работе студентов на кафедре гистологии созданы стенды по истории кафедры, истории гистологии, этому посвящены цели каждой лекции и всех практических занятий, этому способствует совместная деятельность преподавателей и студентов при выполнении разных форм УИРС, занятия в СНО. Для успешной работы с первокурсниками (вне учебного процесса) за группами закреплены преподаватели-воспитатели. Кураторство осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Академии, приказами руководства Академии. Основными задачами куратора являются:
- вовлечение студентов в социально активную жизнь академии,
- оказание помощи студентам в организации учебного процесса,
- содействие воспитанию нравственно и физически здоровой личности,
- формирование межличностных отношений.
Основные положения работы куратора отражаются в плане и отчете, которые являются основными отчетными документами. При первом знакомстве куратор проводит анкетирование студентов, из которого узнает о социально-бытовых условиях, общеобразовательном уровне, увлечениях, интересах. Вместе со студентами составляют план основных мероприятий. Куратор знакомит студентов с культурно-историческими центрами г.Красноярска, с историей города, с жизнью замечательных людей. Основное внимание куратор уделяет успеваемости студентов, контролирует и при необходимости доводит информацию до родителей. Куратор вместе со студентами принимает участие в мероприятиях, проводимых в группах, на курсе, факультете, является наставником, воспитателем, а также доверенным лицом перед руководством факультета и администрацией академии.
Похожие статьи:
|