Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ВИДЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАТЕГОРИЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЗДОРОВЬЯ

Печать E-mail
Автор Афанасьев В.Г., Берг М.Д   
14.07.2009 г.

Пермская государственная медицинская академия

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Формирование представлений о качестве жизни как категорий благополучия и здоровья важный элемент обучения, в процессе которого осуществляется и воспитание здоровьесберегающей жизнедеятельности. Фундаментальные особенности и модели мышления и поведения представляют комплекс составляющих и цену образовательно-воспитательного достижения качества жизнедеятельности. Успешность формирования видов психофизиологического и психосоматического мышления, поведения и  функционирования систем индивидуума предполагает построение комплексной универсальной метанаучной социальной идеологии.
1.    Содержание системной обусловленности социальной идеологии.
Оно включает социогенез, социализацию личности и социально-организменные типические интегральные ответы индивидуума.
Социогенез подразумевает происхождение и  развитие высших психических функций  личности и  межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации. Процесс социогенеза предопределяет и формирует варианты и выраженность социально-психологического и психофизиологического приспособления (адаптации). Социализация как общественный процесс предполагает закономерно следующие друг за другом стадии развития и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Особенности социализации проявляются в виде:
- условий    (разные    культуры,    общественно-экономические    формации) целенаправленного формирования личности или стихийного воздействия на нее;
- образовательно-воспитательной функции форм развития (формулы цели, те или иные установки,    последствия    их    реализации),    а    в итоге – формирование моделей жизнедеятельности, составляющие уклад, стиль, образ жизни, здоровый образ жизни;
- сочетания видов условий, форм и моделей деятельности интегрируются в варианты формул качества жизни (мышление, поведение, ответы индивидуума).
Социально-организменные типические интегральные ответы индивидуума включают в себя:
- проявления организменно-личностных особенностей, ролевых функций, их взаимоотношений как категорий благополучия или неблагополучия обычно в совокупности с состояниями: здоровья, высокой вероятности заболеваний (предболезни), болезни, реабилитации, ремиссии; то есть видов качества жизни;
- процессы приспособления, подразумевающие варианты физиологической адаптации, дезадаптации, патологической дезадаптации, их комплексности в особенностях неспецифической  и специфической адаптации.
Программы системного анализа социальной идеологии, представляющей   закономерности   мышления   (мировоззрения)   и   деятельности   человека   в   виде   его индивидуальных организменно-личностных характеристик,  представляют собой  часть  системы, составляющей универсальность различных учений о качестве жизни. Этой универсальностью являются взаимосвязи  социогенеза, социализации, социальных   организменно-личностных типических явлений, процессов, интегральных ответов человека и индивидуума.
2. Содержание системного  анализа  социальной  метанаучной  интеграции  особенностей качества жизни.
Хронодинамические проявления касаются:
- организменно-личностных  состояний;  ролевых  функций,   их  комбинационных взаимоотношений;
- коммуникационных взаимоотношений с окружающими людьми, другими ведущими    факторами окружающей среды;
- процессов    (виды,    выраженность,    продолжительность,    повторяемость,   темп изменений) при действии внутренних и внешних факторов,
- психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие,   адаптацию в виде единства и   гармонии с   окружающей   средой  в соответствии с биологической, социальной и духовной составляющими сути человека [1], в том числе:
-    иерархии основных потребностей и их взаимодействий (Маслоу);
-    видения себя и представлений о собственном теле;
-    личных и профессиональных ценностей;
-    роста в физиологическом смысле;
-    развития: психосоциального (описанного Эриксеном) или познавательного(описанного Пиаже).
3. Позитивная психология «я» концепции личности.
Применительно к качеству жизнедеятельности факторами здоровья и риска являются самооценка, познавательная активность и поведенческие составляющие с позиций совокупности всех представлений индивидуума о себе («Я-концепция» - Бернс Р.). Можно выделить два варианта психологической модели самооценки.
Общая положительная самооценка. Определяется в виде позитивного образа «я», является обязательным условием качества жизнедеятельности, а составляющим позитивного образа «я» является осознание осознанных или бессознательных фиксированных установок.
Общая отрицательная самооценка является для индивидуума фактором риска для здоровья.
Одной из причин изменений состояний здоровья считается некорригированность нервно-психического и физического развития. Эта несогласованность взаимоотношений выражается в таких конкретных реалиях как изменение ответных реакций на факторы окружающей среды и выполнение ролевых возрастных функций.
4. «Критическое» мышление индивидуума в достижении качества жизни - вариант научно-практического решения проблем категорий благополучия в совокупности с состояниями здоровья.
Обеспечение    эффективности    технологий    достижения    качества благополучия   в   совокупности   с   состояниями   здоровья   связывается проявлениями высшей нервной деятельности в виде мышления, поведения,  познавательной   активности,   обеспечивающих   элементы   адаптации.   Психологические характеристики в настоящее время рассматривается с позиции так называемого критического мышления (альтернатива «догматическому» мышлению), которое понимается как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения это механизмы активного и интерактивного процесса познания. Интегративная деятельность как базовая модель познавательной активности, составляющей технологию работы индивидуума, состоит из трех стадий [2]: вызова в виде актуализации знаний и представлений о предмете; осмысления (реализация смысла); размышления (рефлексия) в виде целостного осмысливания, выработки собственного отношения, выявления еще непознанного и отношения к нему. В ходе этого происходит формирование нового качества - активного и интерактивного процесса познания через «критическое» мышление.
5. Этапы изменения мышления и поведения как комплекс реакций обеспечения качества жизни.
Под этим подразумевается осуществление этапности, включающей в себя ряд особенностей [3.4] в виде ниже следующих характеристик:
1) Ознакомление с проблемой:
- информированность сознания о вопросах полноценного здоровья (индивидуум, медицинский работник, работник образования, социальной защиты, другие специалисты) - продвижение от проблемы незнания  (от неграмотности, в том числе и медицинской неграмотности) к знанию;
- преодоление нежелания (внутреннего);
- преодоление ложных ценностей (внешние факторы, традиции и т.п., авторитеты, в том числе в близком окружении);
- повышение уровня сознания;
-преодоление отсутствия самодисциплины и самоконтроля при наличии желания.
2) Осознание индивидуальной проблемы: осознание потребности - «привитие» сознания; осознание выгоды; желание изменить поведение как осознанная необходимость.
3) Выработка личной ответственности: перед собой, перед своими близкими, перед окружающими людьми.
4) Изменение поведения: пробные попытки; поддержание нового типа поведения («автоматизированные» программы поведения); «идеальное» поведение - отклонение от него и его корректировка.
Реализация вышеизложенных этапов изменения мышления и поведения подразумевает оптимальное решение индивидуально-динамической формулы успеха жизнедеятельности индивидуума, т.е.  обеспечение ее решения с позиций полноценного здоровья (в совокупности с соматическим, психическим, социальным и духовным благополучием) и профилактики болезни.
6. Модели индивидиуальных формул жизни.
 Итог воздействия на организм окружающей биологической и социальной среды, характеристики внутренней среды и их взаимоотношения рассматриваются как здоровье, нездоровье, вредные или опасные привычки в виде содержания моделей мышления и поведения. Индивидуально-динамические проявления моделей жизнедеятельности включают в себя уклад, стиль, образ жизни, здоровый образ жизни. Они представляются   как   варианты проявлений в виде семейно-бытовой, индивидуальной, профессиональной активности благополучия (и неблагополучия) качества жизни. Сочетание мышления и поведения как технологии мы предлагаем считать метанаучной образовательно-воспитательной    функцией    педагогики,    психологии  и медицины.
Выше изложенное позволяет считать, что формирование системы знаний как части социально-прогрессивной творческой деятельности во всех сферах бытия и сознания, направленной на всемерное развитие существенных сил человека, включает в себя:
-    формирование и поддержание функций здоровья;
-    знание своих психофизических и, в частности психофизиологических, поведенческих возможностей, факторов здоровья и риска;
- владение на уровне навыков методами контроля функционального состояния    (определение    и    оценка    актуальных    физиологических   и
психологических показателей);
- умение распространять валеологические знания.
Здоровьесберегающая жизнедеятельность в образовании предполагает  реализацию двух направлений - изменение содержания и технологии образования, формирование и поддержание здоровьесберегающей среды [5].
Вышеизложенные положения могут реализоваться только при определенных условиях, а именно - при сформированных функциональной готовности и функциональной активности индивидуума (с позиций метанаучности).
Модели   жизнедеятельности   представляют   собой      варианты индивидуально-динамических формул качества жизни, включающих в себя хронодинамические особенности этапов и периодов жизни и их содержание, в том числе  в виде моментов времени различных стадий и фаз жизненного цикла.
С точки зрения воздействий и проявления вариантов моделей жизнедеятельности, их отдельных или объединенных характеристик (состояний) они рассматриваются как факторы здоровья и его риска (с позиций нейтральности, благоприятности, неблагоприятности,  устранимости, коррегируемости).
7. Формирование валеологической культуры.
Исходя из психофизической целостности индивидуума,   ее   обеспечения,   реализуемой   в   социально-прогрессивно творческой деятельности человечества во всех сферах бытия и сознания (мышления и поведения), происходит осмысление места человека в мире, роли воздействий на него с позиций сохранения и укрепления здоровья.
В этом контексте должно происходить и формирование системы знаний, умений, навыков, компетенций (функциональной готовности), компетентностей (функциональной активности), мышления и поведния человека, что реализуется в определенных условиях. Необходимыми условиям являются: 1) приобретение знаний о здоровье и формирование поведенческих навыков путем осознанной мировоззренчески-стереотипной ответственности за здоровье; 2) рассмотрение различных видов культур с позиций философии здоровья с целью формирования мировоззрения; 3) для формирования мышления на основе валеоцентристской парадигмы современной жизни необходимо переакцентирование преподавания  общественно-гуманитарных дисциплин, составляющих основу формирования валеологической культуры (культуры индивидуального и общественного здоровья) как части духовной культуры (как «трансцендентный» уровень культуры, идеологии).
В соответствии с этим можно уточнить понятие валеологической культуры. Валеологическая культура - часть социально-прогрессивной творческой деятельности человечества во всех сферах бытия и сознания, часть духовной культуры, направленной на сохранение и укрепление психофизической целостности человека, на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Она включает в себя: 1) сформированную мотивацию здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ); 2) знание своих психофизиологических возможностей, факторов риска и здоровья; 3) владение на уровне навыков методами контроля за функциональным состоянием (определение и оценка актуальных физиологических и психологических показателей); 4) умение применять средства поддержания и коррекции функционального состояния; 5) умение распространять валеологические (с позиций метанаучности) знания.
8. Итоговые интегральные характеристики качества жизни и цены адаптации проявлений жизнедеятельности.
Они представляются видами категорий благополучия, обычно в совокупности с состояниями здоровья (очень хорошее, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное), отдельными характеристиками здоровья или болезни, состояниями реабилитации, состояниями ремиссии. Все эти состояния характеризуются выраженностью неспецифической и/или  специфической цены адаптации и их взаимоотношениями.
В соответствии с вышесказанным можно говорить о методологии обеспечения сопряжения образовательно-воспитательной функции состояний здоровья при сопровождении жизнедеятельности индивидуума как жизненной необходимости качества жизни в ХХI веке [5.6].
Системный анализ качества гармонии образовательно-воспитательных функций предполагает взаимосвязь мышления, характеристик менталитета, поведения в виде программ функциональной готовности и активности для обучаемого и учителя (педагога, врача и др. специалистов, родителя - участников образовательно-воспитательного процесса) как поведенческую профилактику качества жизнедеятельности.

 

Литература.
1. Клименков Г.В. Методология основ взаимосвязи образования и здоровья. / Г.В.Клименков, В.Г.Афанасьев,Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, Л.М.Белозерова. Матер.II Всеросс. научн.-практ.конф. «Здоровье и образование». Пермь,, 2004. – С.109-113.
2. Современный «студент» в плане информации и коммуникации. / Группа экспертов. Учебно-методическое пособие. СпБ, 1995. –  54 с.
3. Афанасьев В.Г. Содержание и реализация учения о здоровье в виде системы знаний в базовой подготовке студентов. / В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, М.Л.Кононова. Пермь, ПГМА, 1997. Деп. В «Медтелеком-информ» и ГЦНМБ, № Д-25654 от 23.07.97. – 33 с.
4. Афанасьев В.Г. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности (введение в валеологию: индивидуальное здоровье). В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, Г.В.Клименков, М.Л.Кононова, М.Д.Берг. Метод.пособие по курсу нормальной физиологии. Пермь, ПГМА, 2002. – 142 с.
5. Афанасьев В.Г. Основы здоровьесберегающих информационных технологий в образовании и здравоохранении. / М.Д.Берг, В.Г.Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, Л.М.Белозерова. «Здоровье и образование. Медико-социальные и экономические проблемы.». Матер.междунар. научно-практ. конф. Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава»,  2004. – С.9.
6. Афанасьев В.Г. Построение и преподавание элективного курса лекций и практикума по индивидуальному здоровью для студентов высших медицинских и педагогических учебных заведений. / В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, В.М.Смирнов, Л.М.Белозерова, Г.В.Клименков. Общеросс. научн.-метод. конф. 5-7 февр.2003. Модернизация образования. Региональный аспект. Вологда, 2003. – С. 59-60.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99