Пермская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Формирование представлений о качестве жизни как категорий благополучия и здоровья важный элемент обучения, в процессе которого осуществляется и воспитание здоровьесберегающей жизнедеятельности. Фундаментальные особенности и модели мышления и поведения представляют комплекс составляющих и цену образовательно-воспитательного достижения качества жизнедеятельности. Успешность формирования видов психофизиологического и психосоматического мышления, поведения и функционирования систем индивидуума предполагает построение комплексной универсальной метанаучной социальной идеологии.
1. Содержание системной обусловленности социальной идеологии.
Оно включает социогенез, социализацию личности и социально-организменные типические интегральные ответы индивидуума.
Социогенез подразумевает происхождение и развитие высших психических функций личности и межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации. Процесс социогенеза предопределяет и формирует варианты и выраженность социально-психологического и психофизиологического приспособления (адаптации). Социализация как общественный процесс предполагает закономерно следующие друг за другом стадии развития и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Особенности социализации проявляются в виде:
- условий (разные культуры, общественно-экономические формации) целенаправленного формирования личности или стихийного воздействия на нее;
- образовательно-воспитательной функции форм развития (формулы цели, те или иные установки, последствия их реализации), а в итоге – формирование моделей жизнедеятельности, составляющие уклад, стиль, образ жизни, здоровый образ жизни;
- сочетания видов условий, форм и моделей деятельности интегрируются в варианты формул качества жизни (мышление, поведение, ответы индивидуума).
Социально-организменные типические интегральные ответы индивидуума включают в себя:
- проявления организменно-личностных особенностей, ролевых функций, их взаимоотношений как категорий благополучия или неблагополучия обычно в совокупности с состояниями: здоровья, высокой вероятности заболеваний (предболезни), болезни, реабилитации, ремиссии; то есть видов качества жизни;
- процессы приспособления, подразумевающие варианты физиологической адаптации, дезадаптации, патологической дезадаптации, их комплексности в особенностях неспецифической и специфической адаптации.
Программы системного анализа социальной идеологии, представляющей закономерности мышления (мировоззрения) и деятельности человека в виде его индивидуальных организменно-личностных характеристик, представляют собой часть системы, составляющей универсальность различных учений о качестве жизни. Этой универсальностью являются взаимосвязи социогенеза, социализации, социальных организменно-личностных типических явлений, процессов, интегральных ответов человека и индивидуума.
2. Содержание системного анализа социальной метанаучной интеграции особенностей качества жизни.
Хронодинамические проявления касаются:
- организменно-личностных состояний; ролевых функций, их комбинационных взаимоотношений;
- коммуникационных взаимоотношений с окружающими людьми, другими ведущими факторами окружающей среды;
- процессов (виды, выраженность, продолжительность, повторяемость, темп изменений) при действии внутренних и внешних факторов,
- психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, адаптацию в виде единства и гармонии с окружающей средой в соответствии с биологической, социальной и духовной составляющими сути человека [1], в том числе:
- иерархии основных потребностей и их взаимодействий (Маслоу);
- видения себя и представлений о собственном теле;
- личных и профессиональных ценностей;
- роста в физиологическом смысле;
- развития: психосоциального (описанного Эриксеном) или познавательного(описанного Пиаже).
3. Позитивная психология «я» концепции личности.
Применительно к качеству жизнедеятельности факторами здоровья и риска являются самооценка, познавательная активность и поведенческие составляющие с позиций совокупности всех представлений индивидуума о себе («Я-концепция» - Бернс Р.). Можно выделить два варианта психологической модели самооценки.
Общая положительная самооценка. Определяется в виде позитивного образа «я», является обязательным условием качества жизнедеятельности, а составляющим позитивного образа «я» является осознание осознанных или бессознательных фиксированных установок.
Общая отрицательная самооценка является для индивидуума фактором риска для здоровья.
Одной из причин изменений состояний здоровья считается некорригированность нервно-психического и физического развития. Эта несогласованность взаимоотношений выражается в таких конкретных реалиях как изменение ответных реакций на факторы окружающей среды и выполнение ролевых возрастных функций.
4. «Критическое» мышление индивидуума в достижении качества жизни - вариант научно-практического решения проблем категорий благополучия в совокупности с состояниями здоровья.
Обеспечение эффективности технологий достижения качества благополучия в совокупности с состояниями здоровья связывается проявлениями высшей нервной деятельности в виде мышления, поведения, познавательной активности, обеспечивающих элементы адаптации. Психологические характеристики в настоящее время рассматривается с позиции так называемого критического мышления (альтернатива «догматическому» мышлению), которое понимается как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения это механизмы активного и интерактивного процесса познания. Интегративная деятельность как базовая модель познавательной активности, составляющей технологию работы индивидуума, состоит из трех стадий [2]: вызова в виде актуализации знаний и представлений о предмете; осмысления (реализация смысла); размышления (рефлексия) в виде целостного осмысливания, выработки собственного отношения, выявления еще непознанного и отношения к нему. В ходе этого происходит формирование нового качества - активного и интерактивного процесса познания через «критическое» мышление.
5. Этапы изменения мышления и поведения как комплекс реакций обеспечения качества жизни.
Под этим подразумевается осуществление этапности, включающей в себя ряд особенностей [3.4] в виде ниже следующих характеристик:
1) Ознакомление с проблемой:
- информированность сознания о вопросах полноценного здоровья (индивидуум, медицинский работник, работник образования, социальной защиты, другие специалисты) - продвижение от проблемы незнания (от неграмотности, в том числе и медицинской неграмотности) к знанию;
- преодоление нежелания (внутреннего);
- преодоление ложных ценностей (внешние факторы, традиции и т.п., авторитеты, в том числе в близком окружении);
- повышение уровня сознания;
-преодоление отсутствия самодисциплины и самоконтроля при наличии желания.
2) Осознание индивидуальной проблемы: осознание потребности - «привитие» сознания; осознание выгоды; желание изменить поведение как осознанная необходимость.
3) Выработка личной ответственности: перед собой, перед своими близкими, перед окружающими людьми.
4) Изменение поведения: пробные попытки; поддержание нового типа поведения («автоматизированные» программы поведения); «идеальное» поведение - отклонение от него и его корректировка.
Реализация вышеизложенных этапов изменения мышления и поведения подразумевает оптимальное решение индивидуально-динамической формулы успеха жизнедеятельности индивидуума, т.е. обеспечение ее решения с позиций полноценного здоровья (в совокупности с соматическим, психическим, социальным и духовным благополучием) и профилактики болезни.
6. Модели индивидиуальных формул жизни.
Итог воздействия на организм окружающей биологической и социальной среды, характеристики внутренней среды и их взаимоотношения рассматриваются как здоровье, нездоровье, вредные или опасные привычки в виде содержания моделей мышления и поведения. Индивидуально-динамические проявления моделей жизнедеятельности включают в себя уклад, стиль, образ жизни, здоровый образ жизни. Они представляются как варианты проявлений в виде семейно-бытовой, индивидуальной, профессиональной активности благополучия (и неблагополучия) качества жизни. Сочетание мышления и поведения как технологии мы предлагаем считать метанаучной образовательно-воспитательной функцией педагогики, психологии и медицины.
Выше изложенное позволяет считать, что формирование системы знаний как части социально-прогрессивной творческой деятельности во всех сферах бытия и сознания, направленной на всемерное развитие существенных сил человека, включает в себя:
- формирование и поддержание функций здоровья;
- знание своих психофизических и, в частности психофизиологических, поведенческих возможностей, факторов здоровья и риска;
- владение на уровне навыков методами контроля функционального состояния (определение и оценка актуальных физиологических и
психологических показателей);
- умение распространять валеологические знания.
Здоровьесберегающая жизнедеятельность в образовании предполагает реализацию двух направлений - изменение содержания и технологии образования, формирование и поддержание здоровьесберегающей среды [5].
Вышеизложенные положения могут реализоваться только при определенных условиях, а именно - при сформированных функциональной готовности и функциональной активности индивидуума (с позиций метанаучности).
Модели жизнедеятельности представляют собой варианты индивидуально-динамических формул качества жизни, включающих в себя хронодинамические особенности этапов и периодов жизни и их содержание, в том числе в виде моментов времени различных стадий и фаз жизненного цикла.
С точки зрения воздействий и проявления вариантов моделей жизнедеятельности, их отдельных или объединенных характеристик (состояний) они рассматриваются как факторы здоровья и его риска (с позиций нейтральности, благоприятности, неблагоприятности, устранимости, коррегируемости).
7. Формирование валеологической культуры.
Исходя из психофизической целостности индивидуума, ее обеспечения, реализуемой в социально-прогрессивно творческой деятельности человечества во всех сферах бытия и сознания (мышления и поведения), происходит осмысление места человека в мире, роли воздействий на него с позиций сохранения и укрепления здоровья.
В этом контексте должно происходить и формирование системы знаний, умений, навыков, компетенций (функциональной готовности), компетентностей (функциональной активности), мышления и поведния человека, что реализуется в определенных условиях. Необходимыми условиям являются: 1) приобретение знаний о здоровье и формирование поведенческих навыков путем осознанной мировоззренчески-стереотипной ответственности за здоровье; 2) рассмотрение различных видов культур с позиций философии здоровья с целью формирования мировоззрения; 3) для формирования мышления на основе валеоцентристской парадигмы современной жизни необходимо переакцентирование преподавания общественно-гуманитарных дисциплин, составляющих основу формирования валеологической культуры (культуры индивидуального и общественного здоровья) как части духовной культуры (как «трансцендентный» уровень культуры, идеологии).
В соответствии с этим можно уточнить понятие валеологической культуры. Валеологическая культура - часть социально-прогрессивной творческой деятельности человечества во всех сферах бытия и сознания, часть духовной культуры, направленной на сохранение и укрепление психофизической целостности человека, на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Она включает в себя: 1) сформированную мотивацию здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ); 2) знание своих психофизиологических возможностей, факторов риска и здоровья; 3) владение на уровне навыков методами контроля за функциональным состоянием (определение и оценка актуальных физиологических и психологических показателей); 4) умение применять средства поддержания и коррекции функционального состояния; 5) умение распространять валеологические (с позиций метанаучности) знания.
8. Итоговые интегральные характеристики качества жизни и цены адаптации проявлений жизнедеятельности.
Они представляются видами категорий благополучия, обычно в совокупности с состояниями здоровья (очень хорошее, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное), отдельными характеристиками здоровья или болезни, состояниями реабилитации, состояниями ремиссии. Все эти состояния характеризуются выраженностью неспецифической и/или специфической цены адаптации и их взаимоотношениями.
В соответствии с вышесказанным можно говорить о методологии обеспечения сопряжения образовательно-воспитательной функции состояний здоровья при сопровождении жизнедеятельности индивидуума как жизненной необходимости качества жизни в ХХI веке [5.6].
Системный анализ качества гармонии образовательно-воспитательных функций предполагает взаимосвязь мышления, характеристик менталитета, поведения в виде программ функциональной готовности и активности для обучаемого и учителя (педагога, врача и др. специалистов, родителя - участников образовательно-воспитательного процесса) как поведенческую профилактику качества жизнедеятельности.
Литература.
1. Клименков Г.В. Методология основ взаимосвязи образования и здоровья. / Г.В.Клименков, В.Г.Афанасьев,Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, Л.М.Белозерова. Матер.II Всеросс. научн.-практ.конф. «Здоровье и образование». Пермь,, 2004. – С.109-113.
2. Современный «студент» в плане информации и коммуникации. / Группа экспертов. Учебно-методическое пособие. СпБ, 1995. – 54 с.
3. Афанасьев В.Г. Содержание и реализация учения о здоровье в виде системы знаний в базовой подготовке студентов. / В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, М.Л.Кононова. Пермь, ПГМА, 1997. Деп. В «Медтелеком-информ» и ГЦНМБ, № Д-25654 от 23.07.97. – 33 с.
4. Афанасьев В.Г. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности (введение в валеологию: индивидуальное здоровье). В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, Г.В.Клименков, М.Л.Кононова, М.Д.Берг. Метод.пособие по курсу нормальной физиологии. Пермь, ПГМА, 2002. – 142 с.
5. Афанасьев В.Г. Основы здоровьесберегающих информационных технологий в образовании и здравоохранении. / М.Д.Берг, В.Г.Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, Л.М.Белозерова. «Здоровье и образование. Медико-социальные и экономические проблемы.». Матер.междунар. научно-практ. конф. Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава», 2004. – С.9.
6. Афанасьев В.Г. Построение и преподавание элективного курса лекций и практикума по индивидуальному здоровью для студентов высших медицинских и педагогических учебных заведений. / В.Г. Афанасьев, Е.Г.Офрихтер, М.Д.Берг, В.М.Смирнов, Л.М.Белозерова, Г.В.Клименков. Общеросс. научн.-метод. конф. 5-7 февр.2003. Модернизация образования. Региональный аспект. Вологда, 2003. – С. 59-60.
|