Тюменская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Научно – исследовательская работа студентов в инновационных структурах образования является одним из ведущих компонентов учебно – педагогического процесса. На наш взгляд, участие в исследовательской работе позволяет студентам в качестве исследователей – экспериментаторов позволяет реализовать их познавательную, эмоционально – волевую и практическую активность. Такая работа в высших учебных заведениях хотя и является неотъемлемой частью учебного процесса, тем не менее существенно отличается от научно – исследовательской работы ученого не только по целям и задачам, но и по объему.
Особенностью научно – исследовательской работы студентов 3 курса медицинской академии является то, что именно 3 курс является началом изучения клинических дисциплин. Целью НИР при этом является не столько получение собственных научных результатов, сколько обучение методам исследования, способности самостоятельно формулировать проблему исследования, методологически правильно поставить и описать эксперимент, обеспечить получение достоверных результатов, провести анализ полученных данных с применением методов статистического анализа, оформить реферат, доклад, статью.
Среди студентов, посещающих заседания студенческого научного общества следует выделить две группы. Первая, наиболее многочисленная группа – это студенты, составляющие аудиторию (их количество на заседании может быть крайне малым). Эти студенты сами не занимаются исследовательской работой, однако их количество позволяет оценить актуальность выбранной тематики с точки зрения студента. Для аудитории актуальность темы определяется с утилитарной позиции (возможность получить дополнительные знания по предмету) или с позиции научной новизны – когда рассматриваются вопросы, не входящие в учебную программу. Вторая группа студентов немногочисленна – это студенты, занимающиеся исследовательской работой. На кафедре общей хирургии в среднем за учебный год студенты (от 2 до 4 человек) выступают по одной теме. Таких групп набирается 10-12, т.е. охват научно-исследовательской работой по курсу составляет примерно 10%.
Можно выделить несколько ступеней обучения научно – исследовательской работе. Первая ступень включает элемент «вхождения» в поисковую, научно – исследовательскую деятельность. Студенты 3 курса медицинской академии знакомятся с базовыми понятиями клинической дисциплины: симптом, синдром, сипмтомокоплекс, нозологическая единица и пр. Узнают предмет и объект исследования.
Вторая ступень – начало самостоятельной практической деятельности. Студенты самостоятельно работают с литературой, знакомятся с методами исследования, учатся элементам классификации, описания, оформления результатов исследования в виде реферата или доклада. При этом важное значение имеет их умение представить материал в форме научной публикации. Исследовательская работа многих студентов 3 курса заканчивается на этом этапе. Основными достижениями студентов при этом мы считаем не только умение правильно оформить результаты своей работы, но и грамотное публичное выступление на заседании студенческого научного общества с элементами дискуссии.
Третью ступень вхождения студентов в научную деятельность можно назвать собственно исследовательской, экспериментальной. Студенты вместе со своим научным руководителем непосредственно участвуют в экспериментальной работе на животных, участвуют в обследовании больных, ассистируют на операциях. При этом у студентов формируются умения в оформлении эмпирического материала, его статистической обработки, оформления таблиц, графиков. На этом этапе молодым исследователям предлагается самостоятельно провести анализ работы, сделать выводы. Принимая участие в научной деятельности, студенты учатся формировать концепцию исследования, выдвигать гипотезы, строить систему доказательств своих идей.
Четвертая ступень формирует у студента умение критически оценивать результаты работы, предвидеть и моделировать самому дискуссионные ситуации, сравнить результаты собственной работы с другими научными концепциями. На этой ступени студенты завершают обучение научно – исследовательской деятельности в рамках студенческого научного общества. Некоторые из них переходят в категорию «молодых ученых», продолжая дальнейшую деятельность как ординаторы, стажеры – исследователи, аспиранты.