Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: Особая значимость службы родовспоможения как инструмента управления общественным здоровьем определяется низкими показателями здоровья рожающих женщин и рождающегося потомства, а также высокими репродуктивными потерями [1]. Так, в условиях современной демографической ситуации в Российской Федерации государственная политика в сфере здравоохранения в последние годы направлена на обеспечение приоритетного развития системы родовспоможения, оптимизацию ее деятельности. Наряду с нормативным регулированием происходит увеличение финансирования службы охраны материнства и детства [2]. При этом предусматривается развитие амбулаторно-поликлинического сектора, стационарозамещающих технологий, что позволит не сокращать объемы и уровень доступности медицинской помощи (МП) реально повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения. В этой связи в озрастает роль оценки эффективности и результативности использования государственных средств.
Цель исследования: выявить особенности финансового обеспечения службы родовспоможения г. Томска.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Проанализировать расходы финансовых средств учреждений родовспоможения г. Томска из различных источников:
• рассмотреть структуру финансирования по видам МП;
• проследить динамику поступления финансовых средств за 2006-2008 гг.
Материал и методы. Данное исследование проводилось в 2009 году на базе родильных домов №1, 2, 3 г. Томска. Анализ финансирования учреждений родовспоможения проведен на основе данных отчетно-статистической формы №62 «Сведения о реализации и финансировании МП населению», ежегодно предоставляемой всеми муниципальными медицинскими учреждениями в органы управления здравоохранением.
Результаты. Анализ фактических показателей финансового обеспечения оказанной МП в родильных домах г. Томска позволил установить следующее.
Основным источником финансирования учреждений родовспоможения г. Томска являются государственные внебюджетные фонды. Доля данного источника в общей структуре финансирования постепенно увеличивается и сохраняется на уровне не менее 85% всех средств. При этом 70-80% выделенных средств из внебюджетных фондов составляют средства фонда ОМС, остальная часть - средства Фонда социального страхования.
Доля консолидированного бюджета в структуре источников финансирования учреждений родовспоможения в среднем составляет 8%. Среди бюджетов всех уровней на протяжении 2006-2007 гг. основным источником является муниципальный бюджет. В 2008 г. прослеживается обратное – резкое сокращение поступлений из муниципального бюджета, и более чем 70% бюджетного финансирования приходится на федеральный уровень.
Наименьшая доля в обеспечении деятельности роддомов приходится на внебюджетные источники, такие как добровольное медицинское страхование (ДМС) и средства от платных медицинских услуг. В целом в 2006-2008 гг. преобладают средства ДМС.
В расходах финансовых средств, направляемых на обеспечение амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) можно выделить следующие особенности.
• АПП в среднем на 85% оказывается за счет фонда ОМС. Доля бюджетов всех уровней незначительна и составляет для роддома №1 - не более 0,6%, роддома №2 – 2,7%, роддома №3 лишь в 2008 г. повышается в 5 раз и составляет 1,5% от общей суммы финансирования;
• В 2008 году поток финансовых средств, направленных на обеспечение деятельности амбулаторного звена по сравнению с 2007 годом увеличился по всем учреждениям в среднем в 1,5 раза. Вместе с тем, не осуществлялось финансирование из федерального бюджета. Поступление средств из ДМС отмечено лишь в Роддоме №2.
В результате анализа финансирования стационарной помощи выявлены следующие особенности.
1. В 2008 г. объем финансирования стационарной помощи в роддомах №1, 3 увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Однако в роддом №2 поступило только 2,7% средств от уровня 2007 года, что объясняется прекращением финансирования по большинству из направлений (муниципальный бюджет, фонд социального страхования, ДМС).
2. Положительным моментом является то, что в роддоме №1, 3 в 2008 г. началось финансирование стационарной помощи из федерального бюджета, при этом занимает основную долю средств среди бюджетов всех уровней.
Особенности финансирования МП в дневных стационарах:
1. Доля финансирования дневных стационаров в общей структуре расходов по видам МП составляет в 2008 г. около 5-8%.
2. В 2008 году наблюдается увеличение потока денежных средств в роддоме №3 в 1,6 раз, прежде всего за счет средств федерального бюджета. В роддоме №2 отмечено сокращение поступлений из муниципального бюджета, фонда ОМС в 1,5 раза. Наибольшее количество денежных средств на данный вид помощи в 2008 г. затрачено в роддоме №1.
Выводы. Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению объемов финансирования учреждений родовспоможения г.Томска. В Роддоме №1 в 2008 г. поступило денежных средств в 5 раз больше по сравнению с 2006 г. В роддомах №2, 3 за анализируемый период отмечено увеличение финансирования более чем в 2 раза.
Структура финансирования по видам МП сходна во всех трех учреждениях родовспоможения. Расходы на стационарную помощь по-прежнему составляют около 70% средств, 25% на АПП. Несмотря на значительный прирост объемов финансовых поступлений в роддома, на МП в дневных стационарах расходуется лишь 5-8% всех финансовых средств, что свидетельствует о медленных темпах реструктуризации МП.
Список литературы:
1. Современные тенденции репродуктивного процесса и организации службы родовспоможения в России / Л. П. Суханова, М. С.Скляр, Г. Ю. Уткина // Здравоохранение РФ. – 2008. – №5. – С. 37-42.
2. Куделина, О.В. Особенности финансирования Томской системы родовспоможения в рамках территориальной программы государственных гарантий / О. В. Куделина, И. Б. Мытыпова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб.: Вести, - 2009. – С. 144-146.