Томский политехнический университет, (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы Х конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2009. – 166 с.
Скачать сборник целиком
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.
Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения.
У религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия. В религиозном туризме, экскурсионной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Паломников же интересует непосредственное участие в религиозных культах.
Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Таким образом, различие данных видов деятельности налицо, и возможно правильным было бы отдать паломничество в компетенцию русской православной церкви. В то же время, встает вопрос насколько сегодня РПЦ обладает возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии, где процесс организации подобных путешествий уже наработан.
Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристской фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.
Результаты статистических исследований показывают, значительное увеличение спроса на тур-продукты религиозного содержания как внутри нашей страны, так и за рубежом. На рынке паломнического туризма страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).
Для российских паломников лидерами среди зарубежных центров паломничества являются Израиль и Греция.
Греция располагает уникальным историко-культурным наследием, способствующим развитию религиозного и, в частности, паломнического туризма. Вот уже тысячу лет паломники со всего мира стремятся прикоснуться к Благодати Святой Горы Афон, посетить пещеру на острове Патмос, где была написана самая мистическая книга Нового Завета «Апокалипсис». Они приезжают в надежде увидеть своими глазами множественные чудеса на остове Кефалония - распускающиеся на сухих ветках лилии в День Успения Богородицы и маленьких змеек с крестами на головах, ежегодно в этот день приползающих поклониться чтимой иконе.
По состоянию на 2008 год Греция занимает 24 место в мире по уровню доходов от туризма. В 2007 году чистый доход то туризма, включая внутренний туризм составил 37,2 млрд. евро, что составляет 16,4 % от ВВП данной страны. Въездной туризм принес Греции более 12 млрд. евро. Всего в туристской индустрии Греции занято 867 000 человек, что составляет примерно 20 % работающего населения. В 2007 году Грецию посетило 16 млн. иностранных туристов, в среднем каждый из них потратил на отдых по 1073 евро (см. 64).
Следует отметить, что развитие паломнического туризма в Греции не обязательно должно носить характер однонаправленного вектора. При правильном подходе к построению взаимоотношений на уровне данного вида туризма мы можем получить увеличение интереса и к России, ведь соприкосновение наших духовных культур достаточно велико. Наши Церкви находятся в евхаристическом общении, многие Святые, почитаемые в России, известны и почитаемы в Греции. И при этом показатели въезда туристов из данной страны в Россию с религиозными мотивами более чем скромные.
Список литературы:
1. Александрова А.Ю. Международный туризм, Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Беляев Л.А. Христианские древности. СПб, 2000. С. 129.
3. Зайцев Б. К., Афон, - М.: Ладан, 2007.- 186 с.
4. Казаков Д.С. Религиозный туризм в Греции. - СПб.: Питер, 2006 - 870 с.
5. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - М.: Академия, 2006. - 540 с.
|