Ивановская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Обучение иностранных студентов в вузах России сопряжено с целым рядом проблем когнитивного, психологического и бытового характера. Непосредственно в преподавании, особенно предметов первого курса, существует сложность двоякого рода: языковый барьер и разный исходный уровень знаний студентов, окончивших образовательные учреждения различного типа. Опыт работы с иностранными студентами в Ивановской государственной медицинской академии позволяет предложить следующий путь решения этой проблемы.
Как правило, обучение начинается на подготовительном отделении (ПО) академии. Первые несколько месяцев иностранные слушатели занимаются только русским языком, причем занятия ведут квалифицированные и психологически подготовленные преподаватели кафедры русского языка для иностранцев. Со второго полугодия учебным планом предусмотрено введение предметов естественно-научного цикла математики и физики, химии, биологии. Параллельное изучение языка и специальных предметов позволяет придать языковому тренингу тематическую направленность.
Занятия по математике и физике на ПО проводят наиболее опытные преподаватели, способные к индивидуальной работе с каждым слушателем, соответственно его подготовке и базовым знаниям.
Изучаемый материал излагается в устной и письменной форме – рассказ сопровождает подробная, почти дословная запись на доске, так что включается и слуховая, и зрительная память. Обязательное наличие словарей позволяет учащимся сразу же уточнить смысл неясных терминов. В целях лучшего методического обеспечения занятий запланировано создание серии справочных материалов, разработок и пособий. В настоящее время кафедрой уже изданы и успешно используются в работе справочник по элементарной математике и учебно-методическое пособие по механике. Кроме того, на практических занятиях используется большое количество тестов для текущего и итогового контроля.
В ходе учебного процесса на ПО производится необходимая коррекция образовательных навыков учащихся до уровня, необходимого для освоения предметов первого курса. После сдачи выпускных экзаменов слушатели ПО становятся студентами.
Из студентов-иностранцев формируются отдельные небольшие группы (7-8 человек). Особенностью учебного процесса на первом курсе является раздельное чтение лекций российским (русскоязычным) и иностранным студентам. При работе с последними используются "опорные" конспекты лекций, которые содержат основные положения темы. Такие конспекты выдаются студентам заранее для ксерокопирования и проработки. В результате остаётся лекционное время для разъяснения трудных вопросов и разбора примеров. Таким образом, несмотря на медленное восприятие устной речи и сравнительно низкий темп записи студентами данного контингента, удаётся изложить весь необходимый материал, не поступаясь принципиально важными положениями. Кроме того, по разделу биофизики опубликовано пособие к лекционному курсу для иностранных студентов, где приведены ключевые термины и базовые положения по каждой теме. В дальнейшем планируется издание типографским способом таких конспектов по всем лекционным темам математики и физики.
Описанный комплекс организационных мер и методических приёмов позволяет адаптировать иностранных учащихся к новой языковой среде и требованиям ВУЗа, подготовить их к усвоению учебного материала на старших курсах.