Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать E-mail
Автор Сизова И.А.   
02.07.2009 г.
Тывинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения, которое волнует взрослое население не только как аспект жизни собственных детей, но и как социальная проблема.
Программа ВОЗ предусматривает решение вопросов по укреплению здоровья в двух основных направлениях: через систему улучшения реальных условий жизнедеятельности и систему обучения здоровью населения с элементами самообразования. Глобальное ухудшение состояния здоровья детей и подростков России обусловлено не только социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками здравоохранения, сколько внутренними причинами, скрытыми в системе образования. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы в контексте гуманизации образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. В системе педагогической деятельности данная задача ставит своей целью развитие нравственного, интеллектуального, физического и психического потенциала личности. Сохранение и укрепление здоровья населения, и, прежде всего, подрастающего поколения является наиважнейшим условием высокого уровня здоровья человечества и поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по воспитанию заданных личностных качеств. Наиболее эффективным решением проблемы  укрепления здоровья населения является интеграция в сфере образования, медицины, физической культуры и спорта.
Важнейшая роль в решении проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, а в перспективе здоровья нации в целом принадлежит образовательным учреждениям, готовящим педагогические кадры.  Каждый педагог должен осознать, что здоровье детей зависит и от него, должен чувствовать свою ответственность за это. Таким образом, у будущих педагогов необходимо формировать валеологическое мышление, культуру, под которыми нужно понимать способность видеть за каждым своим профессиональным действием его значение для здоровья учащихся. Осознание своей личной ответственности за результат профессиональной подготовки оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование у студентов познавательной активности и самостоятельности (Калинина Т.В., 2002)
 После исключения валеологии из перечня специальностей педагогического образования особенно отчетливо стала проявляться потребность современного образования в специалистах, способных придать всему образованию валеологически обоснованную организацию (Вайнер Э.Н., 2002). Поэтому наиболее актуальным является вопрос о валеологической подготовке педагогов всех специальностей для формирования у них валеологической культуры, ибо только такой педагог нужен современной школе. Таким образом, валеологическое образование является необходимым компонентом профессиональной подготовки учителя, а валеологическая культура педагога – важная составляющая часть его профессиональной культуры.
Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором формирования личности студента. Уровень культуры и валеологические знания воедино слиты с деятельностью по их получению, применению и оценке. Занимая промежуточное положение между естествознанием, медициной, гигиеной и общественными науками, валеология вступает в резонанс и с теми, и с другими, испытывает мощное давление этических и эстетических норм и идеалов, насущных и неотложных запросов практики здравоохранения, охраны окружающей среды. Поэтому культурологический подход к определению содержания валеологического образования представляется целесообразным, так как он позволяет сделать культуру содержанием валеологического образования, а валеологической образование – процессом, в результате которого формируется валеологическая культура студентов (Гарновская И.И., 2002).
Валеологическая культура - это интегральное понятие, определяемое культурой валеологической грамотности (валеологического знания) и валеологическими умениями и навыками – высоконравственному отношению к здоровью своему и окружающих людей, здоровому образу жизни как самоценностям, высшим духовным богатствам.
    Формирование и исследование валеологической культуры будущих педагогов осуществлялось в ряд этапов: Начальный этап соответствовал исследованию уровней сформированности валеологической культуры студентов различных факультетов ТывГУ. Ведущими на данном этапе явились методы теоретического анализа литературы, констатирующая часть эксперимента. Теоретический этап соответствовал анализу проблем формирования валеологической культуры будущего педагога, где проводилось определение сущности и компонентного состава велеологической культуры, происходило построение структуры формирования валеологической культуры, разрабатывались критерии оценки валеологической культуры студентов. Здесь же была разработана программа спецкурса «Валеологическое образование» для 4-х курсов  и составлены задания для педагогической практики с валеологической тематикой. Содержательный этап  - выявление педагогических условий формирования валеологической культуры будущего педагога, обоснование системы формирования валеологической культуры студентов. Здесь происходит формирующий эксперимент: внедрение в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Валеологическое образование» на 4-х курсах в 7 учебном семестре, осуществляется посещение и анализ уроков в период педагогической практики. Заключительный этап – связан с измерением уровней сформированности валеологической культуры будущего педагога, проверяется эффективность предложенной модели процесса формирования валеологической культуры студента.
Важнейшая часть профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в формировании у них готовности к валеологическому воспитанию школьников, которая проявляется в наличии системы качеств, состоянии мотивов валеологической деятельности, профессиональных знаний и умений, направленных на валеологическое воспитание школьников. Для изучения валеологической готовности будущего учителя была проведена анкета «Основные индикаторы определения валеологической зрелости педагога». Структурная характеристика анкеты включает два блока: 1) профессиональные знания и умения 2) гуманистическая направленность. Ориентация валеологического образования предполагает развитие у студентов творческого подхода к организации профессиональной валеологической деятельности, и процесс обучения должен создавать условия, способствующие формированию необходимых валеологических представлений, валеологической ответственности, деятельности и развитию творческих качеств личности. Развитие таких качеств возможно не только при прослушивании спецкурса «Валеологическое образование», но и при прохождении педагогической практики с валеологическим содержанием.
    В ходе эксперимента наблюдается повышение уровня профессиональных знаний. На начальном этапе уровень сформированности профессиональных знаний на всех исследуемых факультетах был равен 21,2 (из 30 максимально возможных). После проведения спецкурса «Валеологическое образование» результат увеличился и составил 22,3 баллов.  После же прохождения педагогической практики уровень профессиональных знаний составил 24.
Рассматривая отдельные показатели профессиональных знаний, можно отметить, что на начальном этапе эксперимента у студентов недостаточно сформированы знания по педагогической валеологии (3,1 балла) и, как следствие этого, студенты не владеют валеологическими методами, средствами и приемами обучения (3 балла), что связано с отсутствием в профессионально-образовательных программах дисциплин, направленных на их формирование.
Также можно отметить, что на всех факультетах наиболее высоко оценивают студенты знания по школьной гигиене (средний балл 4,1), умения оказать первую медицинскую помощь (4,1), знания анатомии и физиологии (3,6), знания психологических особенностей детского организма (3,6 балла).
В ходе эксперимента повышается уровень грамотности по вопросам: «знание психологических особенностей детского организма»(c 3,6 до 3,9), «знания педагогической валеологии»(с 3,1 до 3,9), «владение валеологическими методами, средствами и приемами обучения» (с3 до 4,2).
Анализ по вопросам «Знаете ли вы педагогическую валеологию» и «Владею валеологическими методами, средствами и приемами обучения» показывает растущую валеологическую компетентность в данных вопросах в ходе эксперимента с 3,1 балла до 3,9 баллов («знание педагогической валеологии»), и с 3 до 4,2 баллов («владение валеологическими методами, средствами и приемами обучения»).
     Анализ факторов гуманистической направленности показывает неуклонный рост данных показателей в ходе эксперимента. Общий балл гуманистической направленности на начальном этапе эксперимента  составлял 33,3 (из 45 максимально возможных), после проведения спецкурса «Валеологическое образование» балл повысился до 35,2 и после педагогической практики средний балл гуманистической направленности студентов составлял 37,5.
Рассматривая такой немаловажный фактор в здравотворческой деятельности как здоровый образ жизни, который, как указывают многие авторы (Айзман Р.И., Петленко В.П. и др.) составляет 50% от всех факторов, формирующих здоровье, то есть именно воспитание здорового образа жизни учащихся является одним из центральных принципов валеологической работы в школе. И если учитель сам не ведет здоровый образ жизни, сам не является примером для учеников здравотворческой деятельности, практически невозможно будет воспитать у учащихся позитивное отношение к своему здоровью, образу жизни. Таки образом, первостепенным фактором формирования валеологической культуры учащихся является личность педагога: его поведение и образ жизни, отношение к тем или иным проблемам здоровья, стремление к физическому и духовному совершенствованию.  Интересно то, что не все, кто ведет здоровый образ жизни, могут являться примером в здоровом образе жизни для своих учащихся. Эта тенденция наблюдается на всех факультетах на начальном этапе эксперимента, то есть не все респонденты, ведущие здоровый образ жизни, оценивают себя готовыми являться примером для ученика и мотивировать его на здоровый образ жизни.
В ходе эксперимента у студентов также повышается мотивационный компонент в здравотворческой деятельности. С формированием мотивационного компонента связан также и вопрос «Обладаю способностью к организации валеологической работы с учащимися», значение которого повышается с 3 баллов в начале эксперимента до 3,9 баллов после прохождения студентами педагогической практики.
Валеологическая культура предполагает длительный процесс глубокого осознания необходимости быть здоровым человеком и применения в повседневной жизни своих знаний. Валеологическая культура должна быть присуща каждому человеку, но для педагога она является особенно значимой и необходимой.

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99