Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

Печать E-mail
Автор Вишняков А.И., Сергеева Е.Н.   
21.09.2009 г.
Оренбургский государственный университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (6 мб)

 

В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемление её прав.
Исследования экспертов ВОЗ в области здоровья, психологического благополучия и психосоциального развития детей убедительно доказали, что неблагоприятные социально-психологические факторы оказывают на психику ребенка стрессовое, разрушающее воздействие, создают угрозу его актуальному состоянию, психическому развитию и здоровью. Основными условиями нормального развития ребенка признаются, в первую очередь, спокойная, доброжелательная обстановка, безусловное поведение родителей, педагогов, других значимых лиц. Факты подтверждают, что благоприятная психологическая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении, добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка - есть условие, обеспечивающее психологическую безопасность ребенка. И, наоборот, учебные перегрузки, неблагоприятный психологический климат, невнимательный, равнодушный наставник с авторитарным стилем воздействия, непредсказуемым поведением - все это приводит к возникновению стрессов, устойчивых психосоматических расстройств, личностных аномалий, разного рода дезадаптаций и может рассматриваться как психологическая угроза.
Целью нашей работы являлось изучение психологической безопасности образовательной среды и выявление связи между психологической безопасностью и психическим здоровьем учеников.
Задачи, поставленные в ходе работы, включали в себя:
1. Определить состояние психологической безопасности образовательной среды в оценках ее участников.
2. Выявить состояние личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристик, являющихся показателями психического здоровья участников образовательной среды.
3. Выявить различия параметров психологической безопасности образовательной среды учащихся 6-х классов Гимназии №1 г. Мелеуза Республики Башкортостан и Лицея №1 г. Оренбурга.
4. Установить взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников.
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза: показатели психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны с характеристиками психического здоровья её участников.
Нулевая гипотеза: показатели психологической безопасности образовательной среды не взаимосвязаны с характеристиками психического здоровья её участников.
В исследовании приняло участие 110 человек в возрасте 11-12 лет, учащиеся Гимназии №1, г. Мелеуза, Республики Башкортостан и Лицея №1 г. Оренбурга.
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Основным методом обработки был корреляционный анализ. Уровни значимости, рассмотренные в исследовании, составили р ? 0,01. На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки дан¬ных «STATISTICA» ver. 6.0 .
• Психологические характеристики безопасности образовательной среды школы определялись с помощью, разработанной Баевой И. А., методики «Психологическая диагностика безопасности об¬разовательной среды школы».
Для изучения характеристик психического здоровья участников образовательной среды были использованы:
? индивидуально-типологический детский опросник (Собчик Л. Н., 2001);
? опросник самоотношения (Столин В. В., 2003);
? методика «Изучение эмоциональной напряженности» (Габреева Г.Ш., 2005);
? тест – опросник «Коммуникативные и организаторские способности (КОС – 2, 2005)».
Данный подбор психодиагностических средств осуществлялся на основе теоретического анализа категорий психического и психологического здоровья и позволял зафик¬сировать личностные, эмоциональные и коммуникативные особенности субъектов, входящих в данную категорию.
Корреляционный анализ в группе младших подростков Гимназии №1 г. Мелеуза, Республики Башкортостан позволил выявить 18 статистически достоверных связей между 18 психологическими параметрами образовательной среды.
Показатели психологической безопасности образовательной среды оказывают влияние на такие индивидуально – типологические свойства, как интроверсия, сензитивность и лабильность. В результате мы делаем следующие выводы: чем меньше ребенку дают возможность проявлять инициативу, активность, чем меньше обращают внимание на личные проблемы и затруднения, тем больше он замыкается в себе, отгораживается от окружающего мира и уходит в себя.
Характеристики «уважительное отношение к себе» и «сохранение личного достоинства» обнаружили отрицательную взаимосвязь с сензитивностью, то есть чем менее уважительно относятся к детям, тем более ранимыми, обидчивыми и неуверенными в себе они становятся.
Лабильность выявила, также, отрицательную связь с «взаимоотношением с учениками и учителями». Чем хуже взаимоотношения с педагогами и со сверстниками у ребенка, тем более неустойчивым будет его эмоциональное состояние.
Показатель самоинтереса в структуре самоотношения напрямую зависит от «возможности проявлять инициативу» и «общего уровня защищенности». Интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других людей будут высокими, если ребята будут уверены в своей защищенности от психологического насилия и, если им давать возможность вести себя активно.
Защищенность от «публичного унижения» со стороны учителей и от «высмеивания и оскорбления» со стороны одноклассников» имеют прямую связь с коммуникативными способностями подростка. Чем больше подросток будет защищен от такого негативного отношения, тем более он будет общительным, открытым, активным.
Отрицательные корреляционные связи показателей психологической безопасности образовательной среды обуславливают уровень эмоциональной напряженности. Чем меньше «уважительное отношение», «общий уровень защищенности» и чем хуже «взаимоотношения с учениками и педагогами», тем выше уровень эмоциональной напряженности.
Таким образом, исследование результатов корреляционного анализа в группе учащихся 6-х классов г. Мелеуза Республики Башкортостан позволило сделать вывод, что важнейшую роль играют следующие структурные показатели психологической безопасности: возможность проявлять инициативу, активность и сохранение личного достоинства, являющиеся структурными характеристиками индекса удовле¬творенности образовательной средой, а также показатели защищенности от публичного унижения со стороны учителей и высмеивания учеников, являющиеся структурными характеристиками индекса психологической безопасности.
На основании корреляционного анализа в группе учащихся 6-х классов Лицея №1 г. Оренбурга было выявлено 43% статистически достоверных связей на уровне значимости 0,01, что свидетельствует в пользу нашей гипотезы о существовании взаимосвязей показателей психологической безопасности образовательной среды и характеристик психического здоровья её участников.
Рассмотрим подробнее взаимосвязи показателей психологической безопасности с личностными свойствами. В наибольшей степени обусловлены показателями психологической безопасности образовательной среды, следующие личностные свойства: самоуверенность, самоуважение, агрессивность.
Самоуверенность обуславливает такие показатели как «положительное отношение к образовательной среде», «уважительное отношение к себе», «возможность высказать свою точку зрения». Это можно объяснить следующим образом: чем позитивнее отношение к образовательной среде, чем более уважительнее к нему относятся, чем больше возможностей высказать свою точку зрения, тем более уверенно себя будет чувствовать подросток в жизни. То есть у ребенка будет достаточно способностей, энергии, желания и стремления воплотить в жизнь задуманное.
Выраженность показателя «самоуважение» связана с тем, насколько хорошими будут взаимоотношения с учителями и сверстниками, насколько полно и без опаски можно проявлять инициативу и насколько защищенным он будет себя чувствовать о принуждения и публичного унижения со стороны одноклассников. Если у подростка не будут возникать трудности, сложности в отношениях с окружающими, его не будут ограничивать в возможности проявлять активность в общественной жизни и он будет защищен от принуждения что – либо делать против своей воли, то учащийся более уважительно будет относиться к себе. Ребенок станет больше верить в свои силы, способности, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, а также лучше понимать себя.
Лабильность имеет обратную взаимосвязь с «удовлетворенностью образовательной средой», «учет личных проблем» и «возможностью обратиться за помощью». Чем меньше удовлетворенность школой, чем меньше педагоги обращают внимание на личные затруднения и чем меньше возможности обратиться за помощью, тем более неустойчиво эмоциональное состояние учащегося. Значит, что у детей будет легко меняться настроение – от избыточно веселого до резко пониженного и это будет влиять на психологические особенности.
Интересно, что показатель тревожность с прямой связью коррелирует с параметрами «защищенность от угроз, принуждения делать что – либо против своей воли и недоброжелательного отношения со стороны одноклассников» Это говорит о том, что чем слабее чувство защищенности, тем более ребенок будет нерешителен, боязливы, склонны к необоснованным страхам.
«Позитивное отношение к образовательной среде», «защищенность от игнорирования одноклассниками» и «публичное унижение со стороны учителей» напрямую связаны с коммуникативными склонностями, то есть, чем сильнее подросток будет защищен от игнорирования и унижения, тем больше он будет открытым, общительным и тем положительнее у него будет отношение к школе.
Уровень эмоциональной напряженности с обратной связью взаимодействует с « возможностью высказывать свою точку зрения» и «взаимоотношения с учениками». Следовательно, эмоциональное напряжение, испытываемое подростком, зависит от того, насколько часто и без опаски ребенок может высказывать свое мнение. Также чем позитивнее отношения со сверстниками, тем менее выражена напряженность. С максимальной обратной связью эмоциональная напряженность взаимодействует с «уровнем защищенности в образовательной среде» и «уровнем удовлетворенности образовательной средой», то есть, чем выше напряженность, тем менее защищенным чувствует себя подросток и тем более он неудовлетворен образовательной средой.
Исходя из вышесказанного, мы делаем выводы: структурными характеристиками индекса удовлетворенности образовательной средой являются возможность высказывать свою точку зрения, возможность проявлять инициативу и сохранение личного достоинства. А показатели защищенности от публичного унижения, угроз со стороны сверстников и принуждения что – либо делать против своей воли и недоброжелательного отношения учителей – структурные характеристики индекса психологической безопасности.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами была установлена взаимосвязь между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников.
Нами были выявлены следующие различия в показателях психологической безопасности образовательной среды: учащиеся Гимназии №1 г. Мелеуза выделяют такие параметры, как защита от публичного унижения учителей и высмеивания одноклассников, а для детей Лицея №1 г. Оренбурга важно, чтобы они были защищены от публичного унижения и угроз сверстников и принуждения что-либо делать против своей воли, недоброжелательного отношения педагога.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99