Дагестанская государственная медицинская академия, Дагестанский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
Стремительное развитие мировой медицинской науки, информационных технологий и дальнейшее совершенствование российской страховой медицинской системы предъявляют повышенные требования к профессиональному уровню студентов медицинского колледжа и их готовности к быстрому восприятию большого объема потоков информации. Таким образом, студенты медицинского колледжа должны иметь определенный уровень профессиональной культуры работы с информацией, использовать его для получения, обработки, сохранения, защиты и распространения нужной информации. Знания, умения и навыки работы с информацией определяют сущность их информационной культуры.
Эти задачи можно решить при наличии информационно-образовательной среды колледжа. Под информационно-образовательной средой мы понимаем целостную, социально-психологическую реальность, представляющую совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам [1]. На современном этапе на формирование и развитие информационной культуры студентов медицинского колледжа существенно влияют информационных и телекоммуникационные технологии.
Определим основные направления информационных и телекоммуникационных технологий в обучении и управлении медицинским образованием: использование компьютера и средств информационных и телекоммуникационных технологий в качестве средства обучения, дидактических средств моделирования различных объектов и медицинских процессов, повышение наглядности при изложении учебного материала, систематизации и логического упорядочивания учебного материла, тренажа, контроля усвоения знаний.
Формирование информационной культуры студентов в Дагестанском базовом медицинском колледже им. Р.П. Аскерханова осуществляется в процессе изучения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на 1 и 4 курсах соответственно. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего медицинского образования студент должен в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
- знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства.
С учетом выше сказанного, предлагаем программу интегрированного курса «Информатика» для следующих отделений: фельдшерское, акушерское, медсестринское, лаборантское.
1. Автоматизированная обработка информации: информация и информатика, вычислительная техника.
2. Программные средства. Локальные и глобальные компьютерные сети.
2.1. Услуги Интернет. Программа MS Outlook Express.
2.2. Работа с поисковыми системами в сети Интернет.
2.3. Проектная деятельность студентов в сети Интернет.
3. Изучение операционной системы Windows.
3.1. Основные понятия, объекты и элементы управления операционной системы Windows.
3.2. Основные операции с файлами и папками в операционной системе Windows.
3.3. Работа со стандартными приложениями операционной системы Windows: текстовый редактор Notepad, графический реактор Pain.
4. Изучение текстового процессора Microsoft Word и составление на его основе медицинской документации.
4.1. Основные элементы экрана Microsoft Word. Ввод и редактирование текста.
4.2. Создание и редактирование таблиц на основе данных лабораторных исследований больных и создание по ним диаграмм и графиков.
4.3. Автоматизация разработки шаблона медицинских документов.
5. Работа с электронными таблицами в программе Microsoft Exсel.
5.1. Основы создания, редактирования и расчета таблиц с помощью программы Microsoft Exсel.
5.2. Создание и редактирование диаграмм и графиков на основе данных медицинских исследований с помощью программы Microsoft Excel.
5.3. Применение Microsoft Exсel для статистической обработки данных медицинских исследований.
5.4. Применение Microsoft Excel в качестве медицинской базы данных.
6. Система управления медицинскими базами данных в Microsoft Access.
7. Работа с компьютерными программами медицинского назначения.
7.1. Автоматизированное рабочее место врача.
7.1. Основы компьютерной дифференциальной и вероятностной диагностики заболеваний.
Нами разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по данному курсу, включающий следующие разделы: 1. Теория; 2. Практика; 3. Контроль; 4. Список использованной литературы.
Особое место в нашем ЭУМК занимает «Контроль». За период с 2005 по 2007 учебные годы нами было создано контролирующее тест-эталонное обеспечение (свыше 300 тестов) по всем разделам дисциплины «Информатика» и проведена работа по внедрению в учебный процесс компьютерного тестового контроля знаний студентов по данному предмету.
Литература
1. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат. Информатика и образование, № 4, 2003, С 21-27.
|