Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Признание качества образования как важнейшего цивилизационного фактора развития мирового сообщества (ЮНЕСКО) свидетельствует о переосмыслении ценности образования и понимании его не только как инвестиции в будущее, но и жизнеобеспечивающей функции современного общества.
Повышение роли ценностного аспекта образования обуславливает потребность в разработке новой методологии к выбору стратегий развития образования, ориентированных на гуманистические идеалы и культуру, общечеловеческие ценности.
Система жизненных установок нынешних школьников очень отличается от норм, правил и ценностей, на которые ориентировались предыдущие поколения. Нынешняя молодёжь отличается более высоким прагматизмом, желанием достичь материального благополучия, большими амбициями и т.п. Всё это диктуется современным состоянием российского общества, которое в результате реформ 90-х годов во многом утратило чёткие ориентиры духовного и нравственного развития. Не секрет, что нестабильность и неустойчивость общественных процессов, характерные для нашего времени, существенным образом влияют на учащуюся молодёжь, на её отношение к школьному обучению, на формирование познавательных интересов и установок. Поэтому одной из важнейших задач образовательной системы является исследование тех процессов и явлений, которые реально происходят в сегодняшней школе и отражают особенности менталитета нынешних школьников. В первую очередь здесь важно изучение того, в какой степени оказывается современная молодежь реально вовлечённой в учебную деятельность.
Для решения поставленной цели мы использовали авторский опросник, нацеленный на получение исчерпывающей информации по данной проблеме. В опросе приняло участие 132 старшеклассника городов Великие Луки и Новосокольники.
В ходе опроса респондентам предлагалось дать самооценку своего учебного потенциала в категориях «интереса» и «способностей».
С точки зрения проблемы включённости в учебную деятельность их можно рассматривать как своего рода ценностное и ресурсное обеспечение этой деятельности. Поэтому с позиции такого подхода можно выделить соответствующие типы учащихся:
• «есть интерес и способности» – это полная и сбалансированная включённость (ПСВ);
• «есть способности, но нет интереса» – ценностно-дефицитная включённость (ЦДВ);
• «есть интерес, но нет способностей» – ресурсно-дефицитная включённость (РДВ);
• «нет ни интереса, ни способностей» – формально-конформистская включённость (ФКВ).
Более всего опрошенных (42%) характеризуют реальную ситуацию в своих учебных делах следующим образом: способности к учёбе есть, но нет интереса к ней, то есть у них ценностно-дефицитная включённость (ЦДВ) в учебную деятельность. На наш взгляд это обусловлено следующим:
Во-первых, система образования в данный момент не совершенна; программа обучения в школе не рассчитана на индивидуальные способности и особенности каждого ученика. В последнее время систему общего образования «лихорадит» от многочисленных реформ и нововведений.
Во-вторых, интерес учеников к учёбе зависит от личности педагога. В большинстве школ работают в основном люди предпенсионного возраста, они практически не владеют знаниями общей и возрастной психологии, не знают и не хотят знать и использовать инновационные формы и методы обучения, а многие педагоги, как профессионалы уже имеют «синдром эмоционального сгорания». Им трудно понять, что каждому ученику нужен индивидуальный подход, и любой предмет из программы общего образования можно преподавать по-разному, и то, что надо соответствовать запросам общества и используя авторитарный стиль общения и преподавания не возможно заинтересовать учащихся учебной деятельностью.
В-третьих, в большинстве семей, в силу разных причин, не развивается и не поощряется интерес ребёнка к учёбе, к новому знанию. Многие родители, по-нашему мнению, хвалят ребёнка, прививают ему уверенность в своих силах, но, к сожалению, слабо поощряют и укрепляют самоценность познания и умственного развития.
В-четвёртых, в современном обществе слишком велик выбор для времяпрепровождения, более чем достаточно негативных интересов, особенно для подрастающего поколения. Можно сказать, что ценностное пространство сегодняшних школьников значительно расширилось, и в нём ценности учёбы не всегда занимают достойное положение. К тому же школа практически перестала быть центром культурной и общественной жизни населённых пунктов.
32% опрошенных считают, что к учёбе у них есть интерес и необходимые способности, то есть у трети респондентов полная и сбалансированная включённость (ПСВ) в учебную деятельность. Причём среди девушек их больше в два раза, чем среди юношей (соответственно 41% и 20%). Характерно, что среди позитивно воспринимающих своё обучение в школе «гармоничных» почти две трети, тогда как среди «негативистов» они отсутствуют. Показателен тот факт, что в г. Великие Луки учащихся с ПСВ 39%, а в г. Новосокольники – 26%. На наш взгляд, это объясняется тем, что г. Великие Луки больше, и инфраструктура там развита лучше, чем в малом городе, и, соответственно, детям с раннего возраста легче и проще развивать свои способности и интересы, за счёт этого и формируется ценностное отношение к познанию.
23% респондентов считают, что интерес к учёбе имеется, но по разным причинам даётся она с трудом, то есть это учащиеся с ресурсно-дефицитной включённостью. Нам кажется, что в этой группе в основном дети из неблагополучных семей, где родители по тем или иным причинам не в состоянии заниматься обучением и воспитанием своих детей. И, к сожалению, в школе к таким детям с первого класса в основном предвзятое отношение. Учителя не развивают способности этих детей, а для полноценного развития и жизни, одного интереса к учёбе мало. То обстоятельство, что почти каждый четвёртый старшеклассник признаётся в отсутствии у него соответствующего потенциала к познавательной деятельности – факт весьма настораживающий, особенно с учётом основных тенденций развития современной цивилизации.
Для выявления различий между этими типами включённости мы проанализировали, каким образом каждый из них оценивает параметры образовательной среды.
Было бы логично предположить, что идеальный вариант включённости в учебную деятельность – ПСВ – даст наиболее высокие оценки по всем выделенным позициям, где высказывалось мнение по поводу школьного обучения. Однако, как оказалось, категория «ресурсно-дефицитных» (РДВ) – казалось бы, наиболее склонная к ощущению дискомфортности своего пребывания в школе – по многим позициям продемонстрировала более позитивное восприятие образовательной среды, чем другие типы включённости. В частности, это проявилось в отношении «стремления к интеллектуальному развитию», «стремления к учебным успехам», позитивного отношения к своему классу и классному руководителю. Кроме того, они в большей степени уверены в будущей востребованности получаемых знаний и в своих жизненных перспективах.
Можно предположить, что кое-что из названного выполняет для них функцию психологической защиты (например, оптимистичный взгляд на будущее), но нельзя не отметить, что учебно-познавательный настрой у них благоприятнее, чем у других типов. Это ещё раз подтверждает, что в данном случае, мы имеем дело с явными издержками педагогической работы: либо интеллектуальный ресурс представителей этого типа не был сформирован учителями до ожидаемых ими желаемых кондиций, либо в ходе учебного процесса действиями педагогов была закреплена заниженная самооценка своих способностей (не секрет, что подобная практика зачастую имеет место, когда учитель ощущает своё бессилие в умениях именно «развивающего обучения»).
Тип ПСВ значительно опережает другие в оценке таких факторов, как «желание узнавать новое, расширять свой кругозор», «позитивное отношение к обучению» и «намерение поступать в ВУЗ». Проявляется также, хотя и в меньшей степени, преобладание положительных оценок в отношении «любимого предмета» и «любимого учителя». В совокупности это свидетельствует о том, что гармония интереса и способностей даёт тот вариант включённости, при котором достигается удовлетворённость самим процессом обучения. Заметим, что здесь активно заявляет о себе не только реализация познавательных потребностей, но и намерение продолжать этот процесс в будущем. При этом данному процессу сопутствует своеобразная эмоционально-чувственная компонента: есть любимые предмет и учитель, но нет должного позитивного отношения к своему классу (по сравнению с другими типами). Последнее заставляет предполагать, что в школьном классе данный тип чувствует себя не совсем уютно: видимо, его установки не находят должного понимания на уровне группового мнения. А это, в свою очередь, тоже говорит о серьёзной педагогической проблеме: в школьных коллективах лидерами общественного мнения и носителями групповых норм и ценностей выступают далеко не те, кто гармонично и полностью включён в учебную деятельность.
В ходе анализа полученных результатов выявлено, что различные типы включённости дают определённое разнообразие оценок образовательной среды.
У группы учащихся с ценностно-дефицитной включённостью (ЦДВ) в учебную деятельность наблюдается низкое стремление к интеллектуальному развитию (35%), им менее нравится учёба в школе (26%), в целом познавательный фактор выражен ниже, чем у учащихся с ПСВ.
Стремление к учебным успехам у 70 % данной категории респондентов ниже среднего и, возможно, поэтому для них менее важно наличие любимых школьных предметов (лишь для 61%). Можно предположить, что учащиеся с ЦДВ не понимают и не ощущают реальной ценности образования, как такового и не полностью осознают важность, актуальность и необходимость обучения и собственного развития. Для учащихся с ЦДВ характерно менее положительное восприятие классного руководителя (73%). Возможно, у этих учеников не совсем хороший контакт с учителями и классным руководителем. Эти отношения должны выстраиваться в первую очередь педагогами. Их главная задача – найти индивидуальный подход к каждому ученику, помочь, заинтересовать, а особенно это важно для учащихся из этой группы. Респонденты, участвовавшие в опросе, в среднем, обучаются в школе около 10 лет, странно, что за это время у них не появился или пропал интерес к учёбе по каким-либо причинам. Большинство детей, приходящих в первый класс, настроены на развитие и познание, а сохранение и увеличение этого зависит в большей степени от профессионализма и личности учителя. Деятельность педагога, на наш взгляд должна быть направлена не столько на положительную оценку и хорошие показатели успеваемости, сколько на поддержание и увеличение интереса к учёбе, познанию и на развитие личности ученика. К сожалению, реальность такова, что многие учителя относятся к преподавательской деятельности формально, и в каждом классе они делят учащихся на «любимчиков» и «посредственных». Можно предположить, что группа учащихся с ценностно-дефицитной включённостью в учебную деятельность относится ко второй группе, их не слишком жалуют учителя, и в семье по многим причинам нет должной поддержки и помощи.
У лиц, с ресурсно-дефицитной включённостью («интерес к учёбе имеется, но по разным причинам даётся она мне с трудом») низкое желание узнавать новое (59%), но, по их мнению, при недостаточной уверенности в своих способностях (28%), выше среднего стремление к учебным успехам (78%), то есть к хорошей оценке. Для этой категории учащихся важна формальная сторона школьного обучения. Для учащихся с РДВ важнее, чем для остальных групп положительное восприятие классного руководителя (для 82%). Можно предположить, что именно эти ученики находятся в определённой зависимости не только от оценки, но и от отношения к ним классного руководителя, с которым они, вполне возможно, связывают свои формальные успехи. Интересен тот факт, что у них выше среднего стремление к развитию своих способностей, совершенствованию своего интеллектуального потенциала (59 %). На наш взгляд, это прямое подтверждение того, что данная категория осознаёт важность своего обучения именно как средства умственного развития, и в этом отношении может являться наиболее благодатной точкой приложения педагогических усилий. Однако этого не происходит: у них слабее выражено желание узнавать новое, более отстранённое восприятие педагогов, меньше тяга к дальнейшему образованию.
У группы учащихся, с полной и сбалансированной включённостью («к учёбе есть интерес и необходимые для этого способности») в целом, достаточно высокие показатели познавательного и волевого факторов включённости в учебную деятельность.
Таким образом, познавательный фактор слабо выражен у современных школьников. Поэтому преподавателям при организации образовательного процесса необходимо больше внимание уделять выбору средств и методов стимулирующих познавательную активность учеников, учитывая при этом их наличный уровень развития способностей.