Лесосибирский педагогический институт, филиал Федерального Университета
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
В последние годы в педагогической литературе, посвящённой проблемам профессиональной подготовки педагогов, проходит идея о необходимости подготовки не просто специалиста в узкой предметной области, а педагога - профессионала, не только носителя научных знаний, но умеющего и знающего как доступно и наглядно довести эти знания до каждого учащегося.
Выполняя различные физические упражнения, часто у учащихся возникают вопросы «Зачем нам надо выполнять это упражнение?», «Нам не пригодится это в жизни», «Давайте без разминки, зачем она нужна?». После объяснения как влияет на организм данное упражнение, учащиеся выполняют его добросовестно. Так, для чего же нужна нам разминка?
Разминка - в основе разминки лежит физиологическая закономерность - организму трудно без предварительной подготовки перейти от состояния покоя к физическим упражнениям. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости, что и происходит во время разминки. Организм разогревается, согласуются в своей деятельности все функциональные системы, преодолевается их инертность, создаются условия для включения организма в работу повышенной мощности. Правильно построенная разминка – хорошее средство профилактики травм мышц и суставов.
Разминка создаёт положительный эмоциональный фон, уверенность в своих силах, готовность выполнить предстоящие физические упражнения. Одно из назначений разминки – это подготовка нервной системы к разумному управлению движениями, регулированию вегетативных функций, в первую очередь согласованию функций дыхания, кровообращения, терморегуляции.
На практике необходимость в разминке объясняется следующим образом: берём брусочек пластилина, предварительно его охладив, и сгибаем пополам. Пластилин ломается – так «рвутся» наши мышцы, если их не разогревать.
Второй брусочек пластилина разминаем в присутствии учащихся, и тоже сгибаем его пополам. Пластилин становится эластичным и не ломается – такими становятся наши мышцы после физической нагрузки. Делаем выводы: разминка нам необходима. Физические упражнения - естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движения заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.
Многие во время бега ощущают боль в правом или левом боку. Это происходит не из – за того, что большая нагрузка на организм, а из – за того, что организм плохо приспособлен к таким ситуациям (не тренирован). В организме взрослого человека около 5 литров крови, у детей младшего школьного возраста около 3 литров. Половина крови циркулирует по организму, а вторая половина находится в «депо» - селезёнке, печени и коже. Так, когда организм получает физическую нагрузку, активно работают все мышцы, организму требуется усиленное снабжение органов кислородом. Чтобы помочь организму, «кровяные депо» выбрасывают дополнительные порции крови, и нормальная деятельность восстанавливается. Когда физическая нагрузка прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезёнки, кожи.
В обычной ситуации кровь, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между органами, получающими разное количество крови. При выполнении упражнения особенно много крови получает работающий орган. Это хорошо видно на следующем примере. Поднимем правую руку вверх, а левую опустим вниз и выполним круговые движения в луче – запястном суставе. Через минуту, выпрямив руки вперёд, сравним цвет кожи на обеих руках. От правой руки кровь «отхлынула», кожа посветлела, а к левой «прилила», кожа покраснела.
Ходьба – незаменимое средство восстановления функций всех органов и систем организма после большой физической нагрузки.
Оздоровительная ходьба – самый доступный вид физических упражнений. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно – сосудистая и дыхательная системы.
Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличения диастолического объёма сердца и венозного возврата крови к сердцу.
Ходьба по гимнастическим снарядам – скамейке, бревне с изменением положения стоп, на одной ноге, с поворотом туловища налево и направо, различные наклоны, а также выполнение упражнений с закрытыми глазами способствуют нормализации рефлекторной регуляции соматических и вегетативных функций и вестибулярного аппарата.
Ходьба на лыжах – относится к циклической работе переменной интенсивности умеренной и большой мощности. Ходьба на лыжах хорошо развивает опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, двигательную и другие системы повышает работоспособность и выносливость организма. У лиц, систематически занимающимися лыжами, отмечаем меньшую частоту пульса, более низкое кровяное давление, хорошо развитую дыхательную систему, более высокую жизненную ёмкость лёгких, размах грудной клетки, меньшую частоту дыхания.
Природа, чистый воздух, ритмичные свободные движения успокаивают нервную систему. Ходьба на лыжах развивает общую и специальную выносливость, быстроту, силу, увеличивает подвижность в суставах туловища и конечностей.
При ходьбе на лыжах по пересечённой местности совершенствуются специальные двигательные навыки, вестибулярные функции, периферическое зрение, ориентировка во времени и пространстве.
В связи с участием большого объёма мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности, укреплению мышц брюшного пресса.
Ходьба на лыжах, катание на коньках – укрепляют сердечно- сосудистую и другие системы. В практике это выглядит так: учащиеся измеряют пульс в покое (он примерно 80 ударов в минуту). После этого по моему сигналу выполняют 12 приседаний, под счёт, а затем снова измеряют пульс (становится примерно 110 ударов в минуту).
Выходя на лыжню, мы также измеряем пульс до катания на лыжах и после, сравниваем результат и делаем выводы: во время физических упражнений усиленно работают все мышцы тела, им требуется больше питательных веществ и кислорода. Кроме того, в них образуется больше углекислого газа и других веществ. Чтобы мышцы получили необходимые вещества и избавились от ненужных, сердце бьется быстрее.
Оценка особенностей пульса – древнейший способ врачебной помощи, сохраняющий своё значение и в наши дни. Чтобы сердце надёжно работало, необходимо укреплять сердечную мышцу, поэтому нельзя забывать про физические нагрузки.
Бег - предъявляет высокие требования к работе опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно – сосудистой системы, резко повышает обмен веществ, способствует развитию выносливости и воспитанию волевых качеств.
Оздоровительный бег – замечательное оздоровительное упражнение, оказывает всестороннее воздействие на все функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно – мышечный аппарат и психику, а также улучшает обмен веществ.
Плавание – оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающим сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний, вода очищает поры кожи, помогая кожному дыханию. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц: плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно – сосудистой системы. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведёт к увеличению систолического объёма крови.
Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе – сопротивление воды.
Благодаря этим практическим моментам, учащиеся получают представление о механизме движения крови по организму, о нагрузке на сердечно – сосудистую и другие системы, о влиянии физических упражнений на организм.
Похожие статьи:
|