Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
В настоящее время актуальным является изучение воздействия различных факторов окружающей среды, как на отдельные физиологические системы, так и на весь организм в целом.
Характер учебного процесса в школах, среднеспециальных учебных заведениях и вузах связан с интеллектуально-эмоциональными нагрузками, с необходимостью усвоения большого потока информации и требует максимального напряжения функциональных систем человека.
Таким образом, напряженная учебная деятельность студентов предъявляет повышенные требования к их здоровью. В то же время, исследования многих авторов показывают, что определенная часть студентов после окончания среднеспециальных учебных заведений и вузов имеет некоторые отклонения в здоровью [1-4].
При этом остается не совсем ясным вопрос о дозировках нагрузок в процессе обучения студентов с учетом сохранения их здоровья.
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями является одной из важнейших проблем современного здравоохранения. В связи с этим большой интерес представляют исследования влияния одного из наиболее распространенных факторов риска – психоэмоциональной нагрузки, сопровождающей учебный процесс на функциональное состояние кардиореспираторной системы у лиц молодого возраста. Самыми распространенными психоэмоциональными нагрузками в период обучения студентов являются экзамены, начало обучения в новом учебном заведении и начало учебного года, которые и приводят к значительным напряжениям в деятельности физиологических систем и аппаратов их регуляции.
Целью данного исследования было оценить влияние учебного процесса на функциональное состояние организма девушек-студенток педагогического колледжа, обучающихся по специальности «учитель начальных классов».
В исследовании принимали участие девушки в возрасте 15 лет, студентки первого курса (1-я группа 22 человека, специализация – математика; 2-я группа, 23 человека, специализация – воспитатель начальных классов) и в возрасте 19 лет, студентки пятого курса (3-я группа, 25 человек, специализация – математика; 4-я группа, 21 человек, специализация – воспитатель начальных классов).
Для оценки деятельности кардиореспираторной системы у всех испытуемых определялись следующие физиологические показатели: систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), частота сердечных сокращений (ЧСС), дыхательный объем (ДО), жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Для оценки функциональных резервов организма применялись: проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе, проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе, проба Вальсальва с натуживанием, а также применялся тест PWC170 для определения уровня физической работоспособности, и определялось максимальное потребление кислорода (МПК), как наиболее информативный показатель функционирования кислородообеспечивающих систем человека.
Показано, что во всех группах испытуемых от первого к пятому курсу происходило изменение уровня функционирования кровообращения и дыхания, изменялись показатели физической работоспособности, нарастал уровень МПК, адаптированнее становились реакции на задержку дыхания, то есть повышалась устойчивость к смешанной гиперкапнии и гипоксии. Более продолжительной становилась проба с натуживанием при менее выраженных отклонениях ЧСС.
В изучаемых группах выявлена тенденция к увеличению уровня МПК от первого к пятому курсу. На первом курсе в группе воспитателей величина МПК составила 2275,3±875, мл, а к пятому курсу МПК возросло на 15% и составило 2611,9±912,3 мл. У девушек со специализацией математика изменения были менее выражены (?=11%), но к пятому курсу МПК достигло уровня, близкого к уровню по группе воспитателей (2596,6±793,8 мл.).
Общую физическую работоспособность студентов характеризовали значения мощности работы, определяемой по тесту PWC170. Полученные результаты показывают: 1 – мощность выполняемой работы на первом курсе не имела достоверных межгрупповых различий; 2 – к пятому курсу в каждой группе происходило наращивание мощности выполняемой работы, у девушек-математиков отличие составило 22,1%, а у девушек-воспитателей – 32,5%. Аналогичную динамику имели и относительные величины PWC170. (в пересчете на килограмм массы тела), которые в первую очередь характеризуют эффективность деятельности кислородообеспечивающих систем. Относительные величины PWC170 так же как и абсолютные значения, в обеих группах имели положительную возрастную динамику.
Выявлено, что у девушек-математиков пятого курса по сравнению с девушками-воспитателями были более низкие резервные возможности кислородообеспечивающих систем, уровни МПК и PWC170 у них были ниже, чем в группе воспитателей, у которых отмечался больший прирост этих параметров от первого к пятому курсу.
Более полную характеристику состояния кардиореспираторной системы дают результаты проведения проб с задержкой дыхания. В каждой группе испытуемых были получены отличительные результаты по проведению этих проб. На первом курсе у девушек-воспитателей время задержки дыхания в среднем составило 36,5±7,5 с, а в группе девушек-математиков 40,5±10,8 с. На пятом курсе эти показатели распределились следующим образом: пятикурсники-воспитатели в среднем задерживали дыхание на 61,3±9,2 с, а математики – на 56,4±14,1 с. От первого к пятому курсу у воспитателей время задержки дыхания возросло на 67%, а у математиков на 39%. Время задержки дыхания по пробе Генчи и изменение этого параметра к пятому курсу также большим было в группе воспитателей. Следовательно, студенты-воспитатели оказались более устойчивыми к смешанной гиперкапнии и гипоксии, что характеризует более высокий уровень резервов кислородообеспечивающих систем в этой группе.
Студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «воспитатель начальных классов» оказались более адаптированными к применению пробы Вальсальвы. В условиях натуживания у них выявлен более оптимальный уровень регуляции деятельности сердца и дыхательного аппарата, не приводящий к резким колебаниям уровня ударного объема и частоты сердечных сокращений. Время выполнения пробы у них было выше в среднем на 20,8%, чем в группе математиков.
От первого к пятому курсу в обеих группах испытуемых происходило нарастание показателей ДО, ЖЕЛ, ЧСС, АД, что свидетельствует о расширении с возрастом резервных возможностей кардиореспираторной системы.
Выводы:
1. У студентов педагогического колледжа выявлена положительная возрастная динамика уровня аэробной физической работоспособности, отмечается нарастание значений максимального потребления кислорода, что приводит к увеличению функциональных возможностей кардиореспираторной системы (особенно выраженно в группе воспитателей по сравнению с группой математиков).
2. Студенты – воспитатели оказались более устойчивыми к воздействию смешанной гиперкапнии и гипоксии, более адаптированными к применению пробы с натуживанием, у них отмечены более высокие резервы системы кровообращения и дыхания.
3. Выявленные различия в уровне функционирования кардиореспираторной системы у студентов двух специальных групп педагогического колледжа в определенной мере обусловлены тем, что занятия математикой сопряжены с большими интеллектульно-эмоциональными нагрузками, требуют максимального напряжения функциональных систем организма, и вызывают необходимость принятия дополнительных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Литература:
1. Антонова В.М. Работоспособность студента в связи с особенностями учебной деятельности и образа жизни / В.М. Антонова, М.Я. Виленский, Г.К. Карповский // Москва, 1983 г. – 203 г.
2. Быков Е.М. Состояние отдельных показателей здоровья учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни / Е.М. Быков // Физиология человека. - № 1., 2001 г. – С. 142-144.
3. Санукевич В.И. АД и вегетативная регуляция сердца у студентов в процессе учебной деятельности / В.И. Санукевич, Л.И. Санукевич, Л.П. Молодова // Здравоохранение Белоруссии. - № 8., 1982. – С.30-33.
4. Soper R.B.Sc. Formerly Vice – principal and Head of Science Collyers Sixth Form College. / R.B.Sc. Soper, F.I. Biol // Horsham. – N.Y., 1995.
|