Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Воспитание студентов в ВУЗе строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса, поэтому учебные занятия по своему содержанию должны выполнять не только обучающие, развивающие, но и воспитательные функции.
Основными направлениями воспитательной работы кафедры факультетской хирургии являются: патриотическое воспитание студентов, воспитание личностных качеств, профессионального мастерства, а также воспитание здорового образа жизни.
В целях воспитания патриотических качеств используется, прежде всего, вводная лекция. В содержание этой лекции входит освещение истории развития кафедры и клиники факультетской хирургии и, соответственно, приводятся краткие библиографические данные корифеев Иркутской хирургической школы. На примере их становления как высококвалифицированных специалистов, так и социально значимой личности лектор подводит студента к правильной оценке выбранной профессии, к оценке долгого тернистого пути становления его как специалиста.
Большую роль сотрудники кафедры отводят воспитанию и формированию личности студента. Во время прохождения цикла хирургических болезней студенты являются постоянными участниками работы хирургического отделения. Каждое занятие начинается с проведения утренней врачебной конференции, на которой обязательно присутствуют студенты. Еженедельные профессорские обходы, по окончании которых производится разбор больных, также проводятся с участием студентов. Мы стараемся не изолировать студентов от общения сотрудников хирургического отделения между собой. Более того, они являются свидетелями обсуждения спорных, неоднозначных вопросов в отношении лечебной тактики и других вопросов. На примере личностных качеств хирургов мы прививаем студентам такие понятия как доброта, неравнодушие, уважение к окружающим, умение признавать свои ошибки, скромность. Одним из этапов прохождения цикла хирургических болезней является вечернее «дежурство» студентов в клинике с последующим докладом предоперационных эпикризов, дневников наблюдения на утренней врачебной конференции. Кроме выработки навыков работы с больными, это развивает у студентов способность владения медицинской информацией, умение работать с аудиторией, развивает медицинскую и общеязыковую грамотность.
Немаловажное значение придается воспитанию профессионального мастерства у студентов. Прежде всего, это обучение общению с пациентами. Поскольку сотрудники кафедры непосредственно участвуют в лечебном процессе, есть возможность на личном примере привить студентам заботливое отношение к больным, показать им особенности общения с больными хирургического профиля, медицинским персоналом хирургического отделения. Посещение студентами операционной – один из важных этапов воспитания у обучающихся дисциплинированности, собранности, ответственности за свои действия. Студенты на деле могут убедиться насколько трудна и ответственная работа хирурга и всего персонала хирургической операционной, что способствует выработке у них чувства уважения к профессии хирурга, позволяет оценить свои возможности в данной области и в конечном итоге помогает определиться с выбором специальности. Участие студента в качестве ассистента накладывает неизгладимое впечатление на формирование личности. Здесь необходимо, чтобы студент правильно подошел к значению своей личности, понял не только свою значимость, но и ответственность за самое святое – жизнь человека.
Вопросы формирования общей культуры студентов находят свое отражение в процессе проведения практических занятий. Так, при разборе темы текущего занятия, обязательно акцентируется влияние вредных привычек на этиологию и патогенез различных хирургических заболеваний. Много внимания на кафедре уделяется вопросам этики и эстетики в воспитании студента. Прежде всего, играет роль личность преподавателя, его взаимоотношения с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом. Студенты познают как строится контакт с пациентом, как выполняются все аспекты прав пациентов с учетом обязательного медицинского страхования. Здесь же приводятся примеры судебных разбирательств, возникающих в основном при нарушении этико-эстетических и моральных взаимоотношений врача и пациента .
Таким образом, на кафедре хирургического профиля все и личность и коллектив должно лечь в основу воспитательной работы на кафедре, все формы положительного воздействия наличность должны быть приемлемы.
|