Российский государственный аграрный университет—МСХА имени К.А.Тимирязева. Калужский филиал.
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Под педагогическими условиями воспитания математической культуры студентов мы будем понимать
такую искусственно созданную преподавателем образовательную среду, в которой в тесном
взаимодействии представлена максимально приближенная к оптимальной совокупность педагогических
факторов, обеспечивающая возможность организации воспитания математической культуры в процессе
учебной деятельности.
Наиболее важными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование математической
культуры будущих менеджеров, на наш взгляд, являются следующие условия:
1. Усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентов.
В результате изучения курса математики у студентов должны быть развиты навыки математического
мышления, использование математических методов и основ моделирования в профессиональной
деятельности. Одним из средств формирования профессионально значимых математических знаний и
умений выступают межпредметные связи, которые в обучении являются конкретным выражением
интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.
Эти связи играют
важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной
особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности.
Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при
рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и в будущей профессиональной, научной и
общественной жизни.
Межпредметные связи позволяют определить, в какой мере студенты умеют применить знания смежных
предметов на практике. Ведь искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и
пессимистических прогнозов и предсказаний. Для анализа информации используются такие
математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.
В анализе внутренней и
внешней среды могут быть использованы матрица угроз, матрица возможностей, что приводит к
необходимости изучения матрицей алгебры. Таким образом, межпредметные связи становятся
своеобразным критерием сознательного и прочного усвоения знаний. Ведь студенты, как показывает
опыт, больше интересуются теми предметами, которые, по их мнению, пригодятся в профессиональной
деятельности. Если не показать студентам-гуманитариям предметно, как практически использовать
математические методы в практической деятельности, то изучение математики мало эффективно.
И
для решения этой задачи наиболее перспективными являются межпредметные связи, с помощью которых
не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся,
но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем
реальной действительности.
2. Акцентирование внимания на гуманитарном потенциале изучаемой дисциплины.
Используемые в практике обучения принципы гуманизации и гуманитаризации образования ставят во
главу угла всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных способностей и склонностей,
воспитание людей творческих, способных создать новое, неординарное. Гуманитарный потенциал
математики заключается не только в развитии мышления, но и в нравственном и эстетическом
воспитании.
И если раньше цель образования состояла в усвоении знаний любыми средствами, то
гуманистически ориентированное образование высшей ценностью объявляет человека и цель
образования состоит в формировании и развитии личности таким образом, чтобы она могла
ориентироваться в окружающем ее мире, адаптироваться к условиям, в которых ей предстоит
функционировать, то есть формирование личности творческой, высоко нравственной.
Сегодня профессиональный успех существенно зависит от умения специалиста демонстрировать свои
«выигрышные» личные качества, т.к. помимо сугубо деловых качеств на рынке труда оцениваются и
такие социально значимые характеристики личности, как коммуникабельность, мобильность,
эрудиция, воспитанность, отражающие общий уровень культурного развития человека. Формирование и
развитие этих качеств личности было и остается основной задачей гуманитарного образования.
Только гуманитарное образование способно сегодня вооружить современного специалиста такими
профессионально необходимыми знаниями и умениями, как деловая риторика, имиджеология,
психология делового общения, профессиональная адаптация. Эти знания и умения помогают вхождению
молодого специалиста в профессиональную и социальную жизнь.
3. Овладение студентами обобщенной структурой решения задач.
Обучающиеся за годы учебы решают много задач, но процесс познания их оказывается обобщенным
только на уровне отдельных предметов, а то и отдельных разделов и тем. Используя это методико-
педагогическое условие по формированию математической культуры, изучение естественно-
математических предметов в вузе позволило осуществить обобщение частных подходов, знаний
отдельных структур процесса решения задач в различных предметах и ввести понятие обобщенной
структуры процесса решения познавательны и профессиональных задач.
Выделение данной структуры позволяет актуализировать деятельность студента, соотнося процесс
решения познавательной задачи с решением профессиональной задачи. В этом случае одной из целей
формирования математической культуры будет являться осознание процесса решения задачи,
сознательное усвоение содержания данной деятельности. При этом все более выделяются
дидактические функции, которые, по нашему мнению, заключаются в следующем: формировании у
обучающихся знаний о познавательной и профессиональной задаче; усвоении структуры содержания
конкретных методов и способов решения различных задач; организации целенаправленного
обобщенного процесса решения задач.
Функции по овладению обобщенной структурой решения задач заключаются в следующих действиях:
выделение предмета задачи, описанного в ней явления, процесса; соотнесение содержание задачи и
имеющихся знаний; обнаружение метода решения задачи; анализ содержания полученного результата.
Анализ задач, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности выпускники вузов,
показывает, что их решение связано с комплексом применений знаний и умений, полученных
специалистом по различным научным дисциплинам. Это обусловливает необходимость формирования
понятия структуры решения задач, которые мы осуществляем в курсах математических учебных
дисциплин при формировании математической культуры.
4. Непрерывное формирование математических знаний и умений студентов в процесс профессиональной
подготовки.
Направленность на обеспечение непрерывности рассматривается как процесс непрекращающегося
образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системы, в
которой начальные звенья формируют знание-знакомство, постепенно расширяющееся и переходящее на
стадию базового образования знания-умения и затем в знание-трансформацию, когда человек,
работая в какой-то отрасли, выдвигает новые идеи и показывает пути их решения на основе
математических знаний-знакомств и знаний-умений.
Непрерывность математического образования:
- предусматривает согласованность курса математики с применением математического аппарата
в специальной подготовке;
- предполагает сохранение профессионально важных математических навыков в ходе изучения
как математики, так и других дисциплин;
- требует готовности как преподавателей математики, так и преподавателей спецдисциплин к
ее реализации.
Согласованность двух отмеченных составных частей математического образования означает, что, с
одной стороны, использование математических навыков должно исходить из возможностей курса
математики, а с другой стороны, сам курс математики в максимальной степени должен учитывать
потребности специальных дисциплин. Однако расширение и использование математического аппарата в
других дисциплинах должно по форме и содержанию соответствовать общепринятым положениям
математики.
Речь идет о выборе определений, обозначений, трактовке понятий, фактов и т.п. При
этом уровень математизации специальных дисциплин должен отвечать реальным потребностям
специальности и реальным возможностям.
Так как знаниям и умениям присуще свойство угасания, то необходима целенаправленная работа по
закреплению, сохранению, развитию профессионально важных математических навыков.
Знания выступают продуктом познавательной деятельности реальной действительности. Знания, в
свою очередь, могут быть рассмотрены как реальная действительность другого порядка, которая
подчиняется информационным процессам хранения, преобразования и использования.
Также могут быть
рассмотрены способы деятельности как продукт преобразования реальной действительности. И будучи
нацеленной на определенные виды деятельности, математическая культура обеспечивает высокий
уровень овладения этой деятельностью.
Следует отметить, что мы обозначили, безусловно, не все, а лишь некоторые, по нашему
мнению, наиболее значимые условия, выполнение которых может повлиять на эффективность
формирования математической культуры студентов и в целом позволит оптимизировать процесс
профессиональной подготовки будущего менеджера.
Литература:
1.Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.:
Высш.шк., 1976.
2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.
3. Вольфсон Б. Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса. –
Ростов-на-Дону, Финист, 2000
4. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной
реализации внутрипредметных и межпредметных связей. – Омск, 1993
Похожие статьи:
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕНЕДЖЕРОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ – НОВАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА XXI ВЕКА
|