Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА

Печать E-mail
Автор Китляева С.Д.   
15.07.2009 г.
Калмыцкий технологический институт,   г.Элиста

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника

 

Одним из первых мероприятий Советского правитель¬ства была организация новой системы народного обра¬зования. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП (б) (март 1919 г.), указывалось, что в области народного образования и просвещения партия ставит задачу полного осуществления принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке. Но для этого нужны были учителя, способные ве¬сти преподавание на родном языке, и соответствующие учеб¬ники. Ни того, ни другого в Калмыкии в первые годы разви¬тия советской школы не было в достаточном количестве.
Начавшиеся в стране громадные преобразования в политическом, экономическом и культурном развитии требовали разработки новых методов и приемов культурной революции - ликвидации сплошной неграмотности, приобщения указанных народов к современной культуре, общественно-политической и эконо¬мической жизни. В этих целях невозможно было в то время использование какого-нибудь развитого литературного языка, которым не владели рассматриваемые народы.
Большую роль в развертывании культурного строи¬тельства в Калмыкии сыграли собрания и съезды, про¬водившиеся в хотонах, аймаках и улусах, а также пер¬вые три съезда Советов трудового калмыцкого народа, состоявшиеся в Астрахани в 1918 г.
В 1918 г. Калмыцкий исполком обратился к народу, к трудовой интеллигенции с призывом взяться за созда¬ние новой, социалистической культуры: «Все честные интеллигентные силы, кому дороги культурные преуспеяния и духовное возрождение наше¬го   народа,   соединяйтесь! Отныне мы призваны под знамя культурного воз¬рождения народа. Назрела настоятельная необходимость изучать родной язык, литературу, историю. Нам откры¬ты все пути к широкому приобщению к общечеловече¬ской культуре» .
В постановлении II съезда Советов депутатов калмыцкого народа  Астраханского  края, состоявшегося 24 сентября 1918 года, отмечалось, что «народное образование в Калмыцкой степи поставлено плохо, школ мало, а  имеющиеся не вполне удовлетворительно решают задачи учебно-воспитательной работы, учителя не имеют соответствующей подготовки и  опыта; из-за  отсутствия учителей калмыков в школах не преподаются   калмыцкий язык и калмыцкая литература,  школьные   здания нуждаются   в  ремонте и оборудовании классной мебелью» . В 1918 году в калмыцких улусах, входивших в состав Астраханского края, было всего 44 начальные школы. Из них: в Малодербетовском улусе - 13 школ, в Калмыцком Базаре -2, Икицохуровском улусе - 7, Харахусовском - 2, Бага-Цохуровском - 2    Хошеутовском - 3, Яндыковском - 5,  Эркетеневском - 1  и в Mанычском - 9 школ. В 1919 году, в связи с гражданской войной,  в большинстве калмыцких улусов учебная работа в школах прекратилась. В это время на 1 тысячу жителей Калмыцкой автономной области (без Ремонтненского уезда) грамотных прихо¬дилось только 56 человек.
Дальнейшее формирование национального языка было связано с созданием национальной государственно¬сти на первом общекалмыцком съезде Советов,  состоявшемся в пос.  Чилгир в июле 1920 года.  На съезде была принята «Декларация прав трудового калмыцкого народа», провозгласившая образование авто¬номной области в составе РСФСР и объединения разбросанных час¬тей калмыцкого народа в одну административно-хозяйственную ав¬тономную единицу. Ядром создания автономии явились калмыцкие улусы бывшей Астраханской губернии. В «Декларации» перечисляются эти улусы, а также Большедербетовский улус Ставропольской губернии, занимав¬ший пограничное положение с Астраханской губернией.  Затем в те¬чение 1921 - 1925 годов в Большедербетовский улус переселились кумские,  терские,  кубанские,  донские,  оренбургские и уральские калмыки. Воссоединение народа в единое целое предоставило необходи¬мые предпосылки для успешного строительства нового общества и потребовало определенной унификации языка.
Съезд рассмотрел также ряд политических и организационных вопросов, а также вопрос о развитии народного образования. По этому вопросу съезд признал необходимым развивать школь¬ное строительство с расчетом охватить обучением всех детей школьного возраста, обеспечить учащихся и учителей учебни¬ками, учебными пособиями и оборудованием, повышать зна¬ния и методическую квалификацию учителей школ, органи¬зовать в Калмыцкой автономной области специальное учеб¬ное заведение по подготовке учительских кадров, развернуть работу по изданию учебников, методической и научно-попу¬лярной, общественно-политической и художественной литера¬туры, подготовить условия для перевода обучения в школах на родной язык .
На состоявшемся в марте 1921 года X съезде Коммунистической партии была намечена программа ме¬роприятий в области национальной политики, уделялось осо¬бое внимание роли родного языка в просвещении народных масс. В резолюции съезда подчеркивалось, что задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам всех народов: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; г) составить и развить широкую сеть курсов и школ как   общеобразовательного, так и  профессионально-технического характера на родном языке... для ускоренной подготов¬ки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и преж¬де всего в области просвещения .
Школьные отчеты 20-х гг. показывают, какая сложная ситуация была в сфере образования на территории Калмыкии. Тяжелое материальное положение, отсутствие школьных помещений, нехватка учебников и учебных пособий, недостаток и низкая квалификация учителей, часто недоброжелательное отношение населения к образованию, полукочевой образ жизни калмыцкого населения, разный уровень подготовленности учащихся и иногда просто голод не способствовали быстрому распространению образования среди коренных жителей.
Особое внимание уделялось резкому расширению сети начальных школ и ликвидации неграмотности среди взрослых. Еще после освобождения территории калмыцких улусов or белогвардейцев и укрепления в них власти Сове¬тов в улусах по инициативе трудящихся начали открываться начальные школы. С целью ускорения подготовки учительских кадров была организована сеть двухмесячных курсов. Для укомплектования их Нижне-Волжский крайком РКП (б) предложил крайкому комсомола провести мобилизацию 1 тысячу комсомольцев и беспартийных, окончивших семи¬летку и десятилетку .
Советские школы в Калмыкии, особенно в далеких хотонах, организовывались в очень трудных условиях. В области имелось 33 школы на 12,5 тысяч детей школьного возраста, хотя требовались 73 пятикласс¬ные школы. Поскольку подходящие здания отсутство¬вали, то их необходимо было построить заново. Однако, отпущенных средств хватало лишь на сооружение трех школьных  зданий  вместо  40.
Чрезвычайно острым был вопрос о подготовке учи¬телей как для существовавших, так и для вновь откры¬вавшихся школ. Дальнейшее развитие и укрепление школьной сети области и организации учебно-воспитательной работы в школах целиком зависело от учи¬тельских кадров, а их было крайне мало. От старой школы осталось всего несколько десятков учителей-калмыков. Проб¬лема учительских кадров решалась двумя путями. Во-первых, были приглашены около 200 русских учителей, хотя многие из них не имели достаточной образовательной подготовки и пе¬дагогического опыта.
В Калмыцкой области в пер¬вые годы Советской власти возникли чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности населения. В 1921 -1922 гг. при сельских школах, избах-читальнях, красных кибитках открылись первые ликвидационные пункты. В на¬чале 1923 г. в Калмыкии было создано отделение Все¬российского общества «Долой неграмотность». Во всех районах, аймаках и хотонах общество имело свои ячейки, которые  принимали активное участие в работе ликпунктов, помогали органам народного образования, готовили кадры культармейцев и т.д.
Калмыцкий отдел при Наркомате по делам национальностей отметил первые сдвиги в организации школьного дела. В его отчете говорилось, что были приведены в порядок разрушенные войной школьные здания, школы частично снабжены учебниками и учеб¬ными пособиями, на калмыцкий язык переведены бук¬вари, в школы приглашены преподаватели родного языка . Кроме того, в дополнение к 11 имевшимся было организовано восемь новых школ-интернатов . Однако, несмотря на эти сдвиги, в школе пока еще обучалась всего лишь одна треть детей школьного воз¬раста. Всего в 1920 году уже работало 92 начальных школы, в ко¬торых стало обучаться более 6 тысяч учащихся .
Во-вторых, были организованы крат¬косрочные курсы по подготовке учителей калмыков для на¬чальных школ. По решению Наркомата просвещения РСФСР от 26 ок¬тября 1920 года, были организованы двухгодичные педагоги¬ческие курсы при Калмыцком областном отделе народного образования в г. Астрахани, призван¬ные подготовить учителей начальных школ. На первый курс педагогических курсов в 1920 г. было принято 22 человека (16 юношей и 6 девушек, из них 15 калмыков и 7 русских).
В 1921 году эти курсы были преобразованы в Калмыцкий педагогический техникум. Преподавание учебных предметов в техникуме проводилось на русском языке. Калмыцкий же язык изучался как учебный предмет. На каждом курсе техникума обуча¬лось 10-20 учащихся. В 1924 году был сделан первый вы¬пуск учителей в количестве 11 человек. В числе выпускников было всего 6 калмыков: Болдырев Б.Ш., Бадмаев Б.Б., Болдырев Э.Б., Нармаева Р.Л., Джокураев Э.Д. и Дорджиев А.Д. Регулярные выпуски учителей в последующие го¬ды были количественно незначительными. Окончившие техни¬кум направлялись не только на учительскую, но часто на со¬ветскую и комсомольскую работу. Будучи единственным средним профессиональным учебным заведением, этот техни¬кум был по существу кузницей по подготовке кадров для всех отраслей культурного строительства в Калмыцкой обла¬сти .
Первые результаты этой работы дали себя знать спустя два-три года. С 1922 - 1923 учебного года в Калмыцкой области уже наблюдался заметный рост как количества школ, так и учащихся в них. В 1922 - 1923 учебном году число школ увеличилось до 129, а количество учащихся до 8819 человек . Хотя в этом учебном году в Калмыцкой области уже насчитывалось 346 педагогов, из которых 80 были калмыками, в том числе 52 выпускника педа¬гогического техникума. Для одних только 1 классов калмыцких на¬чальных школ в 1923 году дополнительно требовалось 60 учи¬телей-калмыков . IV съездом Советов Калмыцкой области, состоявшимся в октяб¬ре 1923 года, на содержание обла¬стного бюджета были переведены педагогический техникум, советская партийная школа, два детских дома.
Перед органами народного образования Калмыкии стояли не только неотложные вопросы ликвидации неграмотности,  организации школьной сети  общеобразовательного типа,   подготовки  кадров,   но и создания учебных пособий и учебников. Уже в 1920 - 1923 гг. стало ясно, что из-за от¬сутствия учебников и учителей калмыцкий язык, исто¬рия и литература почти нигде не преподавались . Учителям школ прихо¬дилось много трудиться в поисках нужного материала и про¬являть изобретательность в отборе и составлении учебного пособия почти по каждой теме урока. Поэтому обучение в калмыцких начальных школах проводилось на русском языке по учебникам, предназначенным для русских школ. По своему содержанию и построению они были трудны для детей кал¬мыков, слабо владевших русским языком.
В  1923 году Калмыцкий облоно впервые начал работу по состав¬лению учебников для начальных школ на калмыцком языке. Калмыцкий облисполком понимал необходимость привлечения к этой работе известных ученых. Поэтому в Петрограде профессорам-востоко¬ведам В.Л. Котвичу, Б.Я. Владимирцову, Ф.И. Щербатскому и Г.Е. Грумм-Гржимайло было поручено составление истории кал¬мыцкого народа, калмыцкой грамматики, учебников и библиогра¬фии калмыцкой литературы . В эти годы были   написаны и подготовлены к изданию «Книга по краеведению», «Букварь», «Хрестоматия   по чтению»   и программы   на¬чальной школы   на калмыцком языке, всего 14  печатных  листов. . По просьбе издательства 26 июня 1923 года предста¬витель Калмыцкой области Насунов заключил с Центрально-восточным издательством  договор на издание этих книг. Согласно  договору они  должны   были   выйти   в  течение   1923 - 1924 учебного года . Но из-за   отсутствия полиграфической   базы эти   учебники   и пособия   в то время не были изданы. Все это противоречило решению Наркомпроса РСФСР перейти в 1924 - 1926  годах в национальных областях к обучению в школах на родном языке. При этом предлагалось учесть необходимость расширения се¬ти национальных учреждений социального воспитания (в связи с подготовкой к переходу на всеобщее обучение), а также наличия педагогов, знающих язык данных националь¬ных меньшинств .
22 декабря 1923 года на областном совещании были одобрены основные направления создания национальной школы Калмыкии. Было констатировано, что национальная калмыцкая школа, в широком смысле этого понятия, как система воспитания и образования, составляет один из главных элементов национальной культуры. Не имея национальной школы, калмыки не могут развить свою культуру и приобщиться к интернациональной культуре. Основным признаком национальной калмыцкой школы являются:  язык преподавания, элементы национальной культуры, в том числе  духовные начала  миф, религия (научно-критическое изучение религии), искусство и воспитание.
Совещание признало, что фундаментом национальной школы должен быть родной язык. При этом было отмечено, что «существует опасность, что калмыки, соприкасаясь с сильной русской нацией, подвергнуться анормальному поглощению русской национальной культурой. Русская культура, растворяясь в калмыцкой культуре, никогда не достигнет высоты и цельности. При этом русская культура принимает посредственное метизационное качество». На этом и должна быть основана работа по родному языку в школе.
Наряду с изучением родного языка должна изучаться национальная культура монгольских народов, ее история и идеалы. Совещание признало, что создать чисто национального типа школу в автономной области в данное время невозможно. Главным и самым серьезным тормозом служат следующие непреодолимые причины: малочисленность или полное отсутствие подготовленных национально-школьных работников, распыленность национальной интеллигенции, отсутствие учебников на калмыцком языке.
В результате было принято решение создать из компетентных педагогов и  ученых комиссию по разработке производственного плана национальной калмыцкой школы, плана учебных программ, об охране и развития музея и перевода книг на калмыцкий язык. Предполагалось организовать при Педагогическом техникуме годичные национальные педагогические курсы для калмыков, желающих посвятить себя учительской деятельности. Необходимо было окончательно решить вопрос о новом алфавите .
           Итак, борьба с неграмотностью и развитие школьного образования требовали замены старокалмыцкой письменности «Тодо бичиг» новой письменно¬стью не только доступной широким массам населения, но и технически более удобной для полиграфии.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99