Школа №25 г.Рязань
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В настоящее время складывается новый образ психологической и педагогической науки – личностно-ориентированной, развивающейся в культуро-сообразном контексте. Исследование мировоззрения и сознания как феноменов является предметом философии, которая, по Сократу, исцеляет души, просвещая их, формируя целостную картину мира в сознании адресата коммуникации.
Проблема формирования гармоничного мировоззрения личности всегда была и является актуальнейшей проблемой. Обусловлено это тем, что оно складывается в процессе освоения культурно-исторического опыта, получения образования и имеет определяющее и организующее значение в познании мира и себя, в выборе определенной стратегии поведения в нем. Оно напрямую связано с ростом сознания людей, с обогащением их духовного мира. Через мировоззрение, наряду с другими формами сознания, осуществляется созидательная, творящая функция последнего.
В современной философской и психологической литературе сложились определенные подходы к определению понятия "миро¬воззрение", его структуры, типологии. Как феномен сознания это явление строго определенное и, чтобы его эффективно формировать, нужно однозначное его понимание. Рассмотрим основ¬ные определения, отличающиеся своими методологическими особенностями.
«Мировоззрение - целостная система представлений и знаний о мире в целом, о совершающихся в нем природных, социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительно¬сти, находящем выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества (И.А.Алексеев, А.Г.Спиркин, В.Н.Черноволенко, П.П.Федосеев, И.Э.Куликовская). Такое определение можно применять к любым типам мировоззрения. [1, 5]
Мировоззрение – «сложное, синтетическое, интегральное образование обще¬ственного и индивидуального сознания», «система наиболее общих взглядов на мир и на отношение к нему человека» (Радугин А.А., Зеличенко А.И., Буянов В.С., Федосеев П. Н., Зинченко В.П.). [1, 2, 3]
С акцентом на убеждение и практическую действенность определяет мировоззрение М.Г. Ашманис, И.Т. Фролов: «миро¬воззрение есть определяющая все поведение человека форма сознания, посредством убеждений отражающая сущность совокупных общественных отношений, в кото¬рые включен человек». [8]
Мировоззрение определяется как «единство теоретического (как формы обществен¬ного самосознания человека) и духовно-практического освоения мира (как способа и средства его преобразования)», «определенный синтез разума и чувства, сущностью которого выступает конструктивное отношение к миру, созидающее мир в его целостности (М.Хайдеггер, В.И.Шинкарук). Данные точки зрения объединены идеей того, что мировоззрение человека синтезирует в себе движения разума и чувства, рождающие в результате конструктивное отношение к миру, созидание мира в его целостности. [5, с.13-14; 9]
Приходим к выводу, что мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания, по сути, являясь его ядром. Для понимания сути мировоззрения проясним понятие сознания. Сознание – предель¬ная абстракция и одновременно «вечная» пробле¬ма философии и психологии.
Исторически сложились два подхода к анализу сознания – обьективно-созерцательный и субъектно-деятельностный, которые привели к натуралисти-ческому и социологическому воззрению на него. Общими идеями остались представления о сознании как об «абсолютных началах». В советской научной литературе проблема феномена сознания проанализирована достаточно обстоятельно с позиций диалектического материализма: сознание вторично относительно материи; сознание – функция головного мозга человека, высшее, социально обусловленное проявление отражения как атрибута материи, является одновременно неотделимой стороной социальной формы движения.
В современной философской и психологической литературе сознание – идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бы¬тийной, т.е. участной в бытии. М.М. Бахтин говорит: «Идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное созна¬ние, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». То есть, по мнению автора, сознание - индивидуальное, личное, субъектное - находится в этом «между». Естествоиспытатели размышля¬ют о сознании, как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «сознание - это как бы "всепроникающий эфир" в мире. Или, как сказал бы В.И.Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы...» [4, с.517]
Сознание имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не толь¬ко со-знание, но и аффективно-смысловые обра¬зования. Взаимо¬отношения между идеальной и реальной форма¬ми психики и сознания - предмет исследования в куль¬турно-исторической психологии. Сознание – не деятельность или не только деятельность. Это важное положение игнориро¬валось представителями теории деятельности, стремившейся обязательно вывести из нее высшие психические функции и сознание. Сознание, понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего ком¬понента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смыс¬ле и оценке.
В.П. Зинченко рассматривает 3 слоя сознания [4, с.517-518]: 1) духовный слой, складывающийся очень рано в пространстве между Я-Ты, Я-Другой (М. Бубер, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокуп¬ного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строить¬ся с момента рождения. Столь рано возникаю¬щий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального по¬ведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему?». При нарушении сферы между, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое. 2) Бытийный слой (бытийно-эмпирический). Его образующими являются, окрашенные аффективно, биодинамическая ткань живого движения, предметного действия и чувственная ткань образа. Они представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т.ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т.п. Движение вносит вклад в создание образа, после¬дний регулирует осуществление движения. 3) Образую¬щие рефлексивного слоя (бытийно-гносеологического) - значение и смысл. Здесь происходит «ос¬мысление значений и означение смыслов».
Разумеется, выделение слоев сознания и его образу¬ющих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Взаимодействие слоев далеко не просто.
А.К. Уледов выделяет три самые крупные структурные образования об¬щественного сознания: гносеологическую (когнитивную), идео¬логическую и психологическую. Выделяют также виды взаимодействия компонентов сознания-мировоззрения: 1) фигура-фон, 2) интерференция/«захлестывание», 3) «нагружен-ность» друг другом, 4) интегративное воздействие, 5) «обеспечение» друг друга.
С нашей точки зрения, наиболее целостно разработана интегральная модель человеческого сознания, предложенная Ивановым, где «поле» сознания включает в себя спектр основных познавательных способностей человека и представлено в виде круга, состоящего из четырех секторов – сфер деятельности сознания: 1 - телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания (чувственно-телесная картина реальности на базе первичной информации о мире); 2 – логико-понятийная компонента сознания (общие понятия, четкие аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства); 3 – эмоционально-аффективная компонента сознания 1) инстинктивно-аффективные состояния 2) эмоции 3) чувства, отличающиеся большой отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей; 4 – ценностно-мотивационная или ценностно-смысловая компонента сознания (высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции).
Взаимоотношения между конкретными способностями созна¬ния подчиняются трем важнейшим типам системных отношений: корреляции, оппозиции и субординации. Цель развития личности, находящейся в центре «круга», видится в последовательном культивировании всех способностей собственного сознания: оно, коренясь в бессознательном, «ветвями» опирается на познавательные способности всех четырех сфер сознания, а «верхушкой» прорастает в «небо» информацион¬но-смысловой надсознательной реальности. Нужно отметить, что именно восточная цивилизация соз¬дала более совершенные, чем в Европе, символические культурные средства для гармоничного и последовательного формирования в онтогенезе интуитивно-смысловых структур сознания.
Выделим основные характерные особенности мировоззрения как феномена сознания: 1. Предме¬т исследования - система «мир-человек», по¬скольку она актуализирует собой всю действительность, включая и самого человека, обладающего и физическим, и активным духовным бытием. [5, с.5-6]
Также мировоззрение отражает в обобщенном виде всю совокупность отношений: "природа - общество - человек".
2. Идея идеологической природы мировоззрения нашла свое отражение в литературе советского периода. Сейчас этот вопрос остается открытым.
3. Характер мировоззрения ранее определялся как строго рациональный, но сейчас большое внимание уделяется также чувственному компоненту.
4. Важнейшей оценкой мировоззрения является степень его истинности.
5.Важная характеристика мировоззрения – развитие. Оно связано с ростом сознания человека, включением нового в структуру мировоззрения.
6. Научность, представляет собой понятийный, интеллекту¬альный аспект мировоззрения, определяющий мнение человека о мире, пони¬мание законов его функционирования, т.е. способствующий фор¬мированию миропонимания.
7. Целостность выражает становление целого, носящего интегративный характер.
8. Действенность отношения человека к природе, к обществу.
Развитие мировоззрения предполагает прояснение еще нескольких понятий.
«Картина мира» означает зримый портрет ми¬роздания, образно-понятийную модель Вселенной, в ко¬торой обозначены ее пространственно-временные грани¬цы и место в ней человека. Выступая посредником между реальностью и человеком, она характеризуется многомерностью, движение сознания в ней имеет стереометрическую направленность, в отличие от живописной, картины. [5, с.7-35]
По мнению А.А. Довгаль, картина мира формируется в сознании человека в результате мировидения. Мировидение включает в себя миропонимание, мироистолкование, мироощущение и миропреобразование. Миропонимание - это часть мировоззрения, содер¬жащая в себе совокупность определённых знаний и представлений о мире, относящихся к настоящему, к прошлому и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. В миропонимании проявляется отношение человека к внешнему, противостоящему ему миру. Посредством мироистолкования человек спе¬цифически объясняет мир, делает адекватным внутренне¬му миру личности, духовному опыту общества. Мироощущение – это чувственно-эмоциональное в отличие от рационально-практического переживание человеком своего бытия в мире. Следовательно, оно также связано с отражением и творением в сознании прошлого и будущего, на основа¬нии которых человек относится к своему настоящему либо современному состоянию общества. Некоторые авторы [9,10] выделяют мировосприятие вместо мироощущения в качестве компонента мировидения, так как «в процессе восприятия формируются образы предметов и явлений в целом, а в ощущениях - образы отдельных их признаков и свойств». [10, с.73] Миропреобразование осуществляется в двух формах - практической (работа) и духовно-практической (в духовном мире человека).
Мировидение – это особый тип общественного сознания, результатом которого является картина мира в сознании личности, включающая систему ценностей, способов мышления, восприятия мира и эмоционально-ценностного отношения к нему. Целостная картина мира является интегральным образованием, включающим в себя мифо-поэтическую, натурфилософскую, универсально-символическую и научную картины мира. Понятия «мировидение» и «картина мира», как результат процесса мироведения, включаются в более широкое понятие «мировоззрение».
Большинство современных ученых рассматривают мировоззрение как полисистему; теоретическое ядро которой - философская система мировоззренческого характера, а "периферия" - система общенаучных знаний об окружающем мире и система чувственно-наглядных образов, сформировавшихся а ходе эмпирического опыта и житейской мудрости и практики людей (Радугин А.А., Шинкарук В.И., Горелик А.А., Куликовская Н.Э., Арцишевский Р.Г, Гнеденко Б.В, Паладянц Е.А. Тонких А.С.). Т.е. в общей структуре мировоззрения по характеру формирования и способу функционирования в сознании человека выделяются два уровня: 1) жизненно-практический (обыденный), включающий в себя духовно-практический, 2)теоретический уровень. [2, 3, 8; 7, с.63-126]
Показателями уровня мировоззрения выступают действенность, твердость, обобщенность, глубокая осознанность знаний, появление достаточно сильных эмоций и чувств, при необходимости защита своих взглядов и убеждений, ценностей, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять знания, убеждения в жизни, взаимосоответствие и взаимодополне¬ние.
Исходя из особенностей мировоззрения рассмотрим его содержание. Целесообразно, на наш взгляд, в структуре мировоззрения выделять четыре основных компонента: познавательный, ценностно-нормативный, практический и эмоционально-волевой, в которые входят все составляющие мировоззрения:
1) познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи;
2) ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия, являющиеся обществен¬ными регуляторами, которыми человек может пользоваться в любой сфере деятельности;
3)эмоционально-волевой компонент помогает усвоить знания, ценности и нормы, превратить в личные взгляды, убеждения, верования и выработать определенную психологическую установку на го¬товность действовать.
4) практический компонент отражает реальную жизненную ориентацию человека, отношение к действительности и самому себе, готовность к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах, строящуюся на интеграции опыта, знаний и самосознания в ценностной картине мира. Без этой составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, от¬влеченный характер.
Мы выработали обобщенную модель структуры мировоззрения на основе рассмотренных подходов, которая схематично может быть представлена следующим образом.
Изучив различные типологии и классификации мировоззрения, мы считаем наиболее полными:
1 - по двум основаниям: 1) по предметному содержанию и направленности, способу и формам отражения действительности: тотемическое, мифологическое, религиозное - атеистическое, псевдонаучное, ненаучное, антинаучное, где подтипами научного мировоззрения могут быть в том числе и стихийно-материалистическое, метафизико-материалистическое, диалектико-материалистическое, диалектико-идеалистическое революционное и реакцион¬ное; 2) по субъекту мировоззрения (индивидуальное, групповое, классовое, общественное, присущее всему обществу в целом). [2,5,7,9]
2 - Т.И.Ойзерман предлагает три относительно независимых друг от друга принципа разграничения мировоззрений: 1- эпистемологический, «поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрений», 2- «носит предметный характер: речь идет о реальности – природной и социальной, которая получает свое обобщенное выражение в том или ином мировоззрении», 3- универсальный и синтетический, «благодаря которому становится возможным общее, или философское, мировоззрение». [6, с.21-44]
Однако, если для выражения мировоззренческого отношения человека к миру используются виды знания, обретенного в эстетическом, нравственном, социально–политическом, практическом, обыденном освоении мира, то они рассматриваются как «ненаучные» или даже «антинаучные», что свидетельствует пока о разъединении науки, культуры и философии.
3 - Важна также классификация, основа которой – представления о трехмерности индивидуального мировоззренческого пространства, векторами которого являются фундаментальные представления: а) о мире и космосе (речь идет о различных формах архаико–мистического, религиозного и атеистического мировоззрения); б) о месте человека в этом мире (выделяются такие мировоззренческие системы, как возрожденческий гуманизм, "инструментальный гуманизм", новый гуманизм); в) о возможных способах взаимоотношений между миром и человеком, основных стратегиях жизнедеятельности (фанатическое, трагическое и творческое мировоззрение).
В завершение скажем, что одна из характерных тенденций нашего времени - эклектизация индивидуальных мировоззренческих систем, сопровождающаяся повышением терпимости к мировоззрению окружающих.
Литература:
1. Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, СПб.; М., 2004.
2. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. -2-е изд., перераб. и дополн. - М., Центр, 2001.
3. Буянов В. С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект М., 1987
4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии. 1991. №2.
5. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Ойзерман Т.И. Мировоззрение как феномен духовной жизни общества. // Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М, 1983. /
7. Тонких АС научное мировоззрение: понятие, структура, функции. Воронеж, 1980.
8. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, изд. 5. – М.: Политиздат. 1987.
9. Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981.
10. Психологический словарь – справочник. – Мн.:Хар-вест, М.:АСТ,2001.
|