Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Печать E-mail
Автор Кайгородов Б.В   
09.07.2009 г.

Астраханский государственный университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


В данной статье мы делаем попытку развести понятия деятельность и поведение. Обратимся к теоретическим материалам, представленным в словарях. В психологическом словаре под редакцией Зинченко, Мещереко (1993г.) представлено следующее определение понятия «поведение». Поведение - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой. Это определение поведения имеет всеобъемлющий характер, так как это «активность живых существ».
Известно, что поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.
Источником поведения, как и любой активности, являются потребности живого существа. Оно осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.
В работах А.Н.Леонтьева отмечается, что изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Поведение человека всегда общественно обусловлено.
На уровне общественно – детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. Вслед за Б.С. Братусем  мы представляем поведение как перекресток мотивов, где человек стоит перед проблемой выбора между разнонаправленными, одинаково направленными, разными по силе мотивами.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского  поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям. Мы можем говорить о поведении толпы, группы людей, организационном поведении.
 В отечественной психологии поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом – общение. Здесь мы видим, что понятие поведение ставится в синонимичный ряд с деятельностью. Другими словами поведение есть деятельность. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм ценностных ориентации, ролевых предписаний.
Согласно деятельностному подходу (А.Н.Леонтьев) деятельность определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
В отечественной психологии определено, что вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно - исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которой осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно - исследовательская  деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет в основном узкоприспособительный, инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.


Отличительные характеристики понятий “поведение” и ”деятельность”.

Деятельность

Поведение

1.Обобщенная и целостная система действий

1.Последовательно выполняемые действия, целостность

2. социально, и личностно ориентированная;

2)социально значимая, социально детерминированная;

3) предполагает диалогичность,

взаимообмен с окружающей средой;

3) чаще это однонаправленный

процесс, реакция на воздействия среды;

4) предметность;

4) объективность;

5)опосредована языком

5)опосредована языком и другими, знаково-смысловыми системами;

6) всегда целенаправленна;

6) не всегда целенаправленно, может быть спонтанным,

7) активный характер;

7) активный или пассивный

8) всегда предполагает достижение какого – либо результата, создание определенного

продукта;

8) не всегда;

9) имеет возрастную

соотнесенность и ограничения

9) чаще всего не имеет возрастных ограничений (отдельные поступки могут восприниматься с т. зр. задержки в развитии);

10) предсказуемость (возможность спрогнозировать вероятные результаты);

10) возможна непредсказуемость и протекания процесса, и результата;

11) более лабильна,

 мотивирована

потребностями человека;

11) более устойчивое, рефлекторное образование;

12.)теоретический + практический

 аспекты;

12).практический аспект;

13)не выделено

13)влиять на поведение, изменять, модифицировать его можно лишь путем воздействия на сознание/подсознание;

это длительный процесс: изменение внешней системы действий зависит от изменения внутренних установок, мотивации

(в психотерапии существует понятие «модификация, моделирование поведения»).

14) объективность,

 стереотипность, программность.

14) субъективность, индивидуальность.

15) Структура: деятельность – действия -операции и приемы

психофизиологические реакции.

Структурированность (общая) предполагает  вариативность

составляющих разных этапов.

15) Структура: поведение - поступки. Нет единой структуры, системы

для субъектов. Наполнение данной формальной схемы всевозможное.

Вывод: обобщенный процесс, общечеловеческий,

 надситуативный.

Вывод: индивидуально окрашенная, субъективно исполняемая

деятельность, чаще ситуативная.


Вывод: обобщенный процесс, общечеловеческий, надситуативный.    Вывод: индивидуально окрашенная, субъективно исполняемая деятельность, чаще ситуативная.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудовой деятельностью  генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая деятельность. Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности (мотив характеристика деятельности и он всегда имеет предмет); цели — результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется и условия в которых протекает деятельность. Это потребностно-мотивационная сторона деятельности. В соответствии с этим и самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в се состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов). Что составляет операционно-техническую сторону деятельности. Действия являются единицей анализа деятельности.
Выделить выше рассмотренные стороны деятельности в поведении, в качестве его анализа, проблематично. Иногда в поведении очень сложно выделить целевую направленность и поведение может разворачиваться без первичного явного предмета. Оно может порождаться на основе проявившихся или актуализирующихся влечений, чувств, которые могут  неосознаваться человеком. Поведение человека не всегда целеноправлено, оно может быть спонтанным и импульсивным. Деятельность всегда имеет цель.
 Мы считаем, что в деятельности реализуется предметный характер активности человека, а в поведении - нормы взаимоотношений между людьми. Анализ литературных источников позволил нам выделить существенные отличительные признаки поведения и деятельности. В этой таблице нами пока не рассмотрены характеристики поведения  групп, масс и организационных структур.
Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99