Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Школьные товарищи — лучшие воспитатели,
чем родители, ибо они безжалостны.
Андре Моруа.
Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве,
а не на какой-либо другой, апельсиновые деревья
пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды,
значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина.
Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей,
эта форма деятельности, а не какая –либо иная дают
человеку ощущение душевной полноты, могущество,
которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта
мера вещей, эта культура, эта форма деятельности
и есть истина человека. А здравый смысл?
Его дело - объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Изменения, происходящие сегодня в обществе стремительны и разноплановы. На жизнь маленького человека может повлиять даже самая незначительная встреча, самое простое событие. Средства массовой информации, школа, «улица», родители – все вносят лепту в формирование основных смыслов самосознания ребенка с первыми признаками полового созревания. Окружающая среда с ее пестрой палитрой красок, форм, звуков и материалов является сосредоточением общественных и культурных ценностей, в котором происходит становление подростка.
Изучение влияния педагогических возможностей среды рассматривается исследователями в рамках средового подхода. Основы педагогики среды были заложены Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко. На современном этапе развития педагогической науки специфике, функциям, структуре деятельности и общения детей в среде посвящены работы Ю.С.Мануйлова, Л.Н.Новиковой, В.Г.Бочарова, А.Т.Куракин и др; вопитательный потенциал среды рассматривается А.В.Мудриком, В.С.Библером, Ю.Г.Волковым, Л.П.Буевой и др.; изучению среды как воспитательного образовательного пространства посвящены исследования Е.В.Бондаревской , В.И.Слободчикова.
В то же время необходимо отметить недостаточную теоретическую изученность возможностей влияния сверстников, создающих особую воспитательную среду в контексте подростковых субкультур, на подростка.
«Субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи)- автономное целостное образование внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами»1.
Это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, статусную структуру, предпочитаемые источники информации, специфические увлечения, вкусы и способы время препровождения, жаргон, фольклор.
Субкультура характеризуется так же необходимостью соблюдения норм внутригруппового этикета, регламентирующего стиль поведения и одежды, что позволяет поддерживать в этом кругу определенную психологическую атмосферу.
Именно субкультура становится той воспитывающей средой для подростка, тем окружением, которое он воспринимает, на которое он реагирует, с которым взаимодействует. Подростковая субкультура становится культурным пространством и кругом общения подростковых сообществ, помогающим им адаптироваться в социуме и создать свои автономные формы культурной активности.
Потребностью подростка является «самоопределение в культуре», которое и происходит в результате выбора им значимой субкультуры. Определение подростком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Таким образом, личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию подростка на будущее.
В современном обществе идет переоценка ценностей. Система ценностей, характеризующая субкультуру как воспитывающую среду, представляет собой результат той духовной работы, которая осуществляется всем сообществом и обуславливает становление ценностных ориентаций личности, проецируется в их сознании и поведении, создавая определенную шкалу ценностей поколения. В зависимости от содержания идей, взглядов субкультура может давать подростку установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство. Деформация духовной жизни подрастающего поколения в большей мере способствует и проникновению по разным
каналам в подростковую среду, например через средства массовой информации, бытовые контакты, стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентациями нашего общества.
Поэтому важно сегодня говорить о становлении подростка как субъекта своей жизнедеятельности, способного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор. По В.Франклу, «ценности ведут и притягивают человека… у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отвержением предлагаемого, то есть между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным».2
Самоопределение подростка в субкультуре рассматривается нами как поиск смысла, значимых ценностей. Обретая смысл своей деятельности, происходит «внутреннее ценностное строительство» подростка.
Еще раз подчеркнем, что подростковая субкультура играет важную аксиологическую ценностную функцию в обществе, так как субкультуры - это мир ценностей, созданных или избранных различными сообществами подрастающего поколения вместе с правилами их создания, использования и трансляции будущим поколениям.
Главная цель педагога заключается в необходимости помочь подростку определиться в условиях свободы в своем нравственном выборе, основанном на осмыслении жизни в культуре, субкультуре