Морской Государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Гуманитарный институт, кафедра психологии
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Материнство – одна из социальных женских ролей, на которую оказывают влияние общественные нормы и ценности. Формирование представления о материнстве происходит в процессе онтогенеза. Г.Г. Филиппова выделяет шесть этапов в онтогенезе материнской сферы. Для развития у женщины потребности в материнстве необходимо успешное прохождение всех этапов, нарушение «этапности» может привести к различным нарушениям репродуктивной функции.
Важными факторами, влияющими на формирование представлений о материнстве являются: прошлый опыт взаимоотношений со своей матерью; образ будущего ребенка, формирование которого также связано с опытом своего детства; ценность материнства, как составляющая личностной сферы женщины, реализующаяся в потребности в материнстве.
Одним из важнейших условий нарушений репродуктивной функции являются особенности диадических отношений в системе «мать – дитя» беременной женщины. Они указывают на наличие конфликта в материнской сфере, а, следовательно, на личностную незрелость женщины, неадекватные адаптационные механизмы и незрелые способы разрешения внутриличностных конфликтов, которые выражаются в соматизации с аутоагрессией, формой проявления которой является патологическое течение беременности. Беременность является, во-первых, кризисным периодом в полоролевой идентификации, во-вторых, кризисным периодом, включающим физические, семейные, социальные изменения, в-третьих, актуализацией конфликтов в материнско-детских отношениях. Качество протекания беременности, во многом, зависит от сформированности представлений о своей материнской функции и ценности материнства.
Цель данной работы является выявление и описание представлений о материнстве, сформированных в процессе онтогенеза, у женщин с медицинским диагнозом «гестоз второй половины беременности».
Исследуемую группу составили 25 первобеременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет со сроком беременности 34 -38 недель и диагнозом «гестоз беременности», находящиеся на стационарном лечении в роддоме г. Владивостока. В контрольную группу вошли 25 первобеременных женщин в возрасте от 19 до 29 лет со сроком беременности 34 – 38 недель и диагнозом «условно здорова», наблюдающиеся женской консультации с раннего срока беременности.
Методический инструментарий представлен следующими методиками: методика «Семантический дифференциал» (А.Г.Шмелев), свободный ассоциативный эксперимент, методика «Завершение предложений» (Д.М. Сакса), тест «Свободный рисунок» на тему: «Материнство». С помощью методик семантический дифференциал и свободный ассоциативный эксперимент исследовалось смысловое содержание понятий: материнство, образ ребенка, моя мать, я как мать, я как ребенок своей матери, мое тело. Для количественного анализа использовались: контент-анализ, факторный анализ, который проводился с помощью компьютерной программы SPSS 9.0 for Windows.
Основываясь на полученных результатах можно сказать, что у женщин с гестозами второй половины беременности имеет место внутренний конфликт в материнско-детских отношениях, который проявляется в негативном представлении о материнстве. Респонденты контрольной группы высказывают индифферентное или негативное отношение к своей матери, указывают на отдаленность от нее, в отличие от «условно здоровых» женщин, которые выражают только положительное отношение к своим матерям, декларируют свою привязанность, благодарность и уважение. Кроме того, полученные данные свидетельствует о напряженном и/или негативном отношении испытуемых к себе как ребенку своей матери, а также о том, что образ себя как матери похож на образ собственной матери и наделен социально одобряемыми характеристиками.
Женщинам с гестозами беременности материнство представляется тягостным, тревожным, внушающим страх, требующим от них волевого усилия, вызывающим напряженное, а, иногда, и негативное отношение к нему, у здоровых женщин в представление о материнстве входят категории, отражающие внутреннюю зрелость и уверенность, способность справиться с трудностями предстоящего материнства.
В характеристике представлений о материнстве преобладающими являются социально одобряемые и волевые качества (порядочность, коммуникабельность, сила воли, активность, уравновешенность, скромность, аккуратность и т.д.). Наиболее ярко это видно в оценке таких категорий как «Я как мать», «Моя мать». Из 12 дискрипторов в исследуемой группе 10 содержат социально значимые и волевые качества, то есть представление о себе как о матери и о своей матери схожи по своему содержанию. У здоровых женщин, в большей степени, присутствуют нравственно-этические и архетипические материнские характеристики (мягкость, щедрость, милосердие, альтруизм, компетентность, опытность, ответственность, мудрость).
Образ будущего ребенка женщины обеих групп наделяют, в первую очередь, социально желательным качествами: у женщин с гестозами беременности - это «коммуникабельность», «самокритичность», «порядочность», «реалистичность»; женщины контрольной группы приписывают ребенку характеристики, говорящие о его самостоятельности, независимости, ответственности, активности. Нужно отметить, что в обеих группах образ ребенка содержит характеристики не новорожденного, как итог вынашивания, завершения беременности, а скорее характеристики уже взрослого ребенка, как результат материнского вклада в воспитание. Представление о материнстве здесь можно рассматривать как родительскую функцию, где в малой степени представлен эмоциональный компонент, как счастье, радость от взаимоотношений с ребенком. О функциональности своей материнской роли свидетельствуют и рисунки женщин с гестозами, которые отражают инструментальную сторону поведения по отношение к своему ребенку (функции ухода, кормления). В описании образа «Я как ребенок своей матери» в исследуемой группе, наряду с социально желательными характеристиками (на первом месте), присутствуют такие, как «утонченность», «добродушие», «доверчивость», «эмоциональность», которые отсутствуют в образе будущего ребенка, что говорит о диссоциации когнитивной и эмоциональной составляющей представления о материнстве.
Образ тела у женщин с гестозами характеризуется амбивалентностью: с одной стороны – это изменения присущие беременности «изменившееся», «беременность», и отражающие состояние болезни («нездоровость», «тупость»); с другой стороны, в описании своего тела употребляются качества, скорее, присущие его состоянию вне беременности (активное, порядочное, веселое), что может свидетельствовать о негативном отношение к своему телу, временности «пере-живания» ситуации беременности. В контрольной группе женщины отмечают свое физическое здоровье и привлекательность. В описании собственного тела у «условно здоровых» женщин косвенно отражено настоящее состояние беременности (зрелость, мягкость, компетентность), и отношение к телу, указывающее на его принятие («привлекательное», «маленькое», «мое» и «можно позавидовать»).
На основании вышеизложенного мы можем говорить о несформированности представлений о материнстве у женщин с гестозами баременности, что может влияять на отношение к своей беременности и на характер ее течения.