Кировская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
В Кировской государственной медицинской академии факультет социальной работы ведет подготовку студентов по специальности 350500 «Социальная работа» по заочной форме обучения. С 2001 г. в программу подготовки студентов введен курс антропологии. Общий объем учебных часов, согласно образовательному стандарту, составляет 108 часов. Примерная программа дисциплины утверждена Министерством образования в.2001 г. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено аудиторных занятий – 16 часов, в том числе лекции – 12 час, семинары – 4 часа, что составляет всего 14% от общего объема. Необходимость антропологических знаний для этой специальности обусловлена объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы (индивиды, семьи, группы, общности), а также многообразием социальных, культурных, семейных и других связей человека. Человек в социоантропологическом измерении рассматривается как существо духовное с присущими ему чувствами свободы и ответственности. В результате изучения данного курса студент должен иметь целостную систему антропологических знаний, обладать умением антропологической интерпретации изучаемых явлений и процессов с позиции выявления и анализа антропологических универсалий, обладать навыками социально-антропологического консультирования и т.д.
В связи с недостаточностью аудиторных занятий большая нагрузка у студентов ложится на самостоятельное изучение дисциплины. Однако для студентов заочников это осложняется еще отсутствием доступной и качественной литературы. Дисциплина «Антропология» для специальности «социальная работа» еще новая и до настоящего времени нет учебника, соответствующего программе курса. Имеющиеся прекрасные новые учебники и учебные пособия (например, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко «Социальная антропология», 2005) рекомендованы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология». Учебное пособие Г.Б. Хасановой «Антропология» (2004) хотя и рекомендовано для студентов, обучающихся в области социальной работы, не освещает такие важные вопросы, как методы социальной антропологии, человек как феномен культуры, антропологические основания социальной работы. Изданные ранее курс лекций по социальной антропологии (Ф.И. Минюшев, 1997) и «Основы социальной антропологии» (В.В. Шаронов, 1997) во многом устарели.
Эти объективные факторы обусловили создание учебно-методического комплекса по дисциплине. Во-первых, была разработана рабочая программа дисциплины; во-вторых, отработан курс лекций и семинарских занятий; в-третьих, разработана тематика контрольных работ, составлен перечень экзаменационных вопросов и, в-четвертых, разработано и издано учебное пособие «Антропология» в 2-х частях. В учебном пособии рассмотрены вопросы классической антропологии, принципы и методы антропологических и социально-антропологических исследований, проблемы антропогенеза и биосоциальная природа и эволюция человека. Большое внимание уделено вопросам духовного мира человека, в частности, человек-личность-индивидуальность, проблема человека как феномена культуры, девиантное поведение человека, проблема смерти в разных культурах, основные потребности, интересы и ценности, а также проблемы человеческого разнообразия и на этой основе вопросы антропологической экспертизы.
Учитывая специфику контингента студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в медицинском вузе, основное внимание при разработке рабочей программы уделялось социально-антропологическим вопросам при работе с лицами с ограниченными возможностями (инвалидами пенсионерами и детьми). Курс лекций включает такие темы, как место антропологии в системе человекознания, биосоциальная природа и эволюция человека, человек – личность – индивидуальность, сущность человека как феномена культуры, основные потребности, интересы и ценности человека, антропологические основания социальной работы. Поскольку заочное обучение характеризуется жестким лимитом времени обучения при значительном объеме его содержания, при разработке лекционного курса был заложен проблемный метод чтения. Проблемный метод позволяет формировать инновационный системный тип мышления студентов, выделяющих главные ключевые проблемы и находящих пути их самостоятельного разрешения. Так, при постановке проблемы человека в социокультурном пространстве, одним их важных аспектов является разрешение противоречия процессов социализации и инкультурации. Как сказал Т. Парсонс (1994), культура в аспекте социализации личности выступает, с одной стороны, продуктом, а с другой – детерминантой систем межличностного социального взаимодействия. Поэтому между личностью, культурой и социальной системой не может быть полного соответствия: девиантное поведение людей всегда будет будоражить и побуждать культурную и социальную системы к изменениям, хотя последние всегда будут стремиться к устойчивости. Обсуждая эту проблему на лекции или семинаре, преподаватель завязывает дискуссию между студентами, в ходе которой вырабатывается правильный подход к проблеме воспитания, ценностных ориентаций личности в конкретной культуре. На семинарах преподаватель должен раскрыть связи внутреннего духовного мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром объективных отношений, институтов и общностей; изучить факторы, лежащие в основе социального расслоения и определить формы и приемы экспертизы социальных отношений, институтов и процессов.
Как известно, важной составной частью учебного процесса является контроль качества обучения. Использовать все виды контроля у студентов заочников невозможно. Для проведения предварительного и текущего контроля необходим постоянный контакт преподавателя со студентом. Студенты заочной формы обучения самостоятельно выполняют контрольную работу на заданную тему. При рецензировании контрольной работы преподаватель частично может выполнять текущий контроль знаний и умений студента, а сама рецензия с замечаниями по существу является обратной связью, несущей важную информацию о том, насколько правильно выполняет студент определенные действия, обобщает и анализирует материал, делает точные выводы. В данном случае текущий контроль является средством коррекции процесса усвоения новых знаний, умений и навыков.
Рубежный контроль осуществляется на семинарских занятиях, когда студенты по заранее определенной теме, могут показать степень усвоения материала. Данный вид контроля осуществляется при устном ответе и в форме теста. Для этого разработаны тесты 1 и 2 уровней: тест на различение и ситуационная задача.
Итоговый контроль осуществляется на экзаменах по дисциплине и включает устный ответ по билету, оценку контрольной работы и оценку за тест. Такая система контроля, по нашему мнению, позволяет объективно оценить знания студентов по дисциплине и имеет важное воспитательное значение, поскольку учитывает не только полученные ранее оценки, но и его индивидуальные личностные особенности.
Разработка такого учебно-методического комплекса значительно повысила качество выполняемых контрольных работ и качество знаний студентов на экзаменах.
|