Вятский государственный гуманитарный университет (г. Киров) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В современных условиях человеку все больше приходится адаптироваться к антропогенным факторам, что приводит к изменению структуры заболеваемости и смертности, появлению антропогенной патологии. Выраженные изменения структуры и характера патологии объясняются глобальными техногенными преобразованиями и загрязнением окружающей среды (ОС), идущими на протяжении жизни всего двух-трех поколений людей. Тенденции на¬растающего загрязнения ОС чело¬века послужили одной из главных причин вычленения из общей экологии нового научного направления – экологическая эпидемиология. Экологическая эпидемиология – быстро развивающееся междисциплинарное направление современной эпидемиологии и экологии, изучающее влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов ОС на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц. В отличие от классической эпидемиологии она призвана решать задачи выявления, характеристики и идентификации воздействий всего реального комплекса неблагоприятных факторов ОС, разнообразных медико-биологических последствий этих воздействий в динамике их развития и количественной оценки отношений между показателями состояния здоровья и ОС. Экологическая эпидемиология является одним из основных инструментов эколого-гигиенической оценки качества ОС, оценки и управления риском в реальных ситуациях, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Учитывая актуальность и значимость вышесказанного, дисциплина «Экологическая эпидемиология» введена в курс подготовки специалистов-экологов. Целью преподавания дисциплины является выработка умений осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику экологически обусловленной патологии и эффективно вести работу по гигиеническому обучению людей, проживающих или работающих в условиях повышенного экологического риска. Нам представляется, что данной цели можно достичь за счет формирования у студентов знаний об основных факторах риска среды обитания человека, особенностях клинических проявлений и современных приемах и методах диагностики экологически обусловленной патологии, понимания причинно-следственных связей между качеством среды обитания человека и состоянием его здоровья. Освоению студентами-экологами данного учебного курса предшествовало изучение таких курсов, как «Экология человека», «Экологическая токсикология», «Основы медицинских знаний», «Прикладная экология», «Техногенные системы и экологический риск» и др. Программа данной дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических (семинарских) занятий. Нами разработана рабочая программа дисциплины «Экологическая эпидемиология», рассчитанная на 66 часов аудиторных занятий в IX семестре. По заверше¬нию курса сдается курсовой зачет по билетам, в которых первый вопрос – теоретический, второй – ситуационная задача. Нам представляется, что такое преподавание дисциплины обеспечивает формирование у студентов глубоких знаний, формирует у них аналитическое мышление и готовит их к будущей профессиональной деятельности. В процессе преподавания курса мы столкнулись с определенными проблемами. Эти проблемы связаны, в основном, с практическими занятиями. Так, если по лекционному курсу написаны учебники [например, 1, 3], то практикум по данной дисциплине отсутствует, что значительно осложняет проведение практических занятий. Мы считаем, что данный практикум просто необходим. Поэтому нами был разработан рабочий вариант, который содержит не только инструкции к работам, но также задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы по основным разделам программы. В настоящее время практикум проходит апробацию, предполагается его издание. Проведение семинарских занятий предусматривает одновременное присутствие в аудитории всей группы студентов, а это 25-30 человек. Опросить устно по материалу занятия всех просто не представляется возможным. К тому же студенты заранее решают, кто будет отвечать, а остальные просто игнорируют подготовку. Эту проблему мы решаем следующим образом. Практические занятия по экологической эпидемиологии проходят по схеме: письменная тестовая работа (позволяет опросить всех студентов с минимальными затратами), решение в рабочих группах ситуационных задач по теме семинарских занятий, совместное обсуждение результатов решения, разработка единого решения проблемы. В ходе решения ситуационных задач студентам необходимо оценить полноту представленных материалов, предложить необходимый объем исследований с целью оценки характера и степени воздей¬ствия химических факторов на организм человека, составить в каждом конкретном случае программу медико-экологической реабилитации, дать прогноз возможной заболеваемости в случае дальнейшего воздействия факторов. Ситуационные задачи составлены нами в соответствии с программой курса, а также региональной спецификой (на основе материалов региональных докладов «О состоянии окружающей природной среды и здоровья населения в Кировской области», например, [2]). Следующая проблема связана с тем, что студенты с большим трудом воспринимают информацию медицинского характера. В частности это касается теории классической эпидемиологии, которая базируется на трех основных концепциях – учении о механизме передачи возбудителей инфекции, учении о природной очаговости паразитарных болезней и социально-экологической концепции эпидемиологического процесса. Большое количество специальных медицинских терминов (этиология, носительство, антропонозы и т.д.) также затрудняют восприятие студентами материала (например, по теме «Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний»). В связи с этим, мы считаем необходимым первое практическое занятие посвятить специальной терминологии. В течение этого занятия студенты работают со словарями, изучая основную терминологию курса, составляют схемы соотношения различных терминов, приводят примеры (например, антропонозы – грипп, полиомиелит, вирусный гепатит А и др.; зоонозы – клещевой энцефалит, бешенство, чума и др.). Такое занятие облегчает в дальнейшем изучение лекционного материала по эпидемиологии. Для закрепления и углубления знаний по дисциплине студенты выполняют учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы (НИРС). В частности, нами разработана тематика рефератов по основным разделам дисциплины. Написание реферата помогает студентам-экологам освоить методику написания литературных обзоров (пригодится в дальнейшем для выпускной квалификационной работы), глубже проникнуть в суть конкретной экологической проблемы. Таким образом, реферат – это не простое переписывание литературных источников, а глубокий их анализ. Темы рефератов составлены таким образом, что выполнить реферат по одной книге практически невозможно. К тому же студенты пишут рефераты с учетом местной специфики. Тема реферата может звучать так: «Эколого-эпидемиологическая характеристика загрязнения окружающей среды г. Кирова (Кировской области и т.п.) свинцом (канцерогенами, диоксинами и т.п.)». НИРС по экологической эпидемиологии призвана помочь студентам освоить основные методики эколого-эпидемиологических исследований. В частности, курсовые работы студентов касаются оценки пищевого статуса населения, проживающего в экологически неблагополучных районах города N (г. Кирова, г. Слободского и т.п.), изучения распространенности болезней химической этиологии в городе N и т.д. Кроме того, НИРС начинается еще на II курсе, в то время как дисциплина «Экологическая эпидемиология» в учебном плане студентов-экологов стоит на V курсе. Поэтому, студенты, которые получили определенные знания по экологической эпидемиологии в ходе написания курсовых работ, на V курсе уже неплохо ориентируются в основных вопросах и их можно привлекать к проведению практических занятий с другими студентами курса. Такая организация исследовательской работы студентов по экологической эпидемиологии помогает им углубить знания по проблеме взаимодействия человека и окружающей среды и получить навыки ведения исследовательской работы, что, несомненно, пригодится им во время дальнейшей производственной практики и работы.
1. Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.А. Королева. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. 2. О состоянии окружающей природной среды и здоровья населения в Кировской области в 2003 году: Региональный доклад. – Киров, 2004. 3. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
|