Тверская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В эпоху научно-технического прогресса согласно новой, одобренной и принятой всем мировым сообществом стратегии ВОЗ приоритетным направлением в медицине является профилактика болезней и укрепление здоровья людей. Этим задачам должно соответствовать содержание обучения студентов в медицинских вузах.
Кафедра биологии Тверской государственной медицинской академии осуществляет учебный процесс в соответствии с необходимостью ориентации будущих врачей на профилактику различных заболеваний, а также укрепление и сохранение здоровья населения.
Профилактическая направленность преподавания отчетливо прослеживается в разделах: “Медицинская паразитология”, “Медицинская генетика” и “Экология человека”. Из них предусмотрены два самостоятельных аспекта: практические навыки предупреждения различной патологии на индивидуальном уровне в соответствии с достижениями медицины, а также меры общественной профилактики, подразумевающие целый комплекс мероприятий, которые должны осуществляться на региональном уровне органами здравоохранения с учетом специфики экологических и генетических характеристик популяций людей.
В разделе "Медицинская паразитология" на практических занятиях со студентами комплексно рассматривается морфология паразита, методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, характер распространения паразитов и научные основы борьбы с возбудителями болезней человека. Изучение особенностей циклов развития паразитов и переносчиков позволяет установить пути их циркуляции в природе, а, следовательно, определить наиболее эффективные меры по оздоровлению окружающей среды и предупреждению заражения человека. Многие паразитарные заболевания дают сходную симптоматику с соматическими болезнями, поэтому на кафедре биологии студенты уже с первого курса на примере решения ситуационных задач учатся использовать алгоритм знаний для правильной постановки диагноза, исключающего или подтверждающего паразитарное заболевание.
Ряд ситуационных задач, предлагаемых студентам, позволяет научить их учитывать при постановке диагноза не только возможность одновременного течения нескольких паразитарных заболеваний у одного человека, но и показать взаимоотношения в паразитоценозах, которые существенным образом определяют последующее лечение и возможные осложнения. Кроме того, внимание студентов обращается на сочетанное патогенное действие возбудителей инвазий и инфекций. Так, при лечении урогенитального трихомоноза необходимо назначать препараты, предотвращающие осложнения в виде гонококковой инфекции.
Паразитарные заболевания осложняют течение соматических болезней, переводят их в хронические формы, что в целом отражается на состоянии здоровья не только существующего поколения, но и последующих. Например, при токсоплазмозе последствия не столь значительны для беременной женщины, сколько для ее ребенка.
Профилактическая направленность в двух временных аспектах - здоровье нынешнего и будущих поколений, особенно четко прослеживается в преподавании раздела "Медицинская генетика". Студенты на кафедре биологии изучают закономерности наследования качественных и количественных признаков, типы наследования у человека, механизмы формирования мультифакториального фенотипа. В программу лекций и практических занятий включен учебный материал по изучению основных методов наследственности человека (цитогенетические, биохимические, дерматоглифики, генеалогический и т.д.), наиболее часто использующихся в практике медико-генетических консультаций. На практических и итоговых занятиях студенты решают ситуационные задачи по медицинской генетике, где основным объектом изучения является человек. Особое значение для будущих врачей имеет выяснение механизмов развития, клинической картины, методов лабораторной диагностики и профилактики врожденных наследственных болезней человека. Студенты знакомятся с методом пренатальной диагностики наследственных заболеваний и показаниями к его проведению, этапами медико-генетического консультирования, его видами (перспективным и ретроспективным). Решая ситуационные задачи по медицинской генетике, они определяют генетический риск рождения больных детей путем теоретических расчетов, основанных на генетических закономерностях, или составления прогноза по эмпирическим данным при мультифакториальных заболеваниях. Оценивается степень генетического риска и указывается, какой генетический риск является противопоказанием к зачатию либо показанием к прерыванию беременности. На лекциях и практических занятиях кафедра знакомит студентов с последними достижениями медицины и биологии, в том числе и генной инженерии, а учебно-исследовательская работа подразумевает обсуждение новых экспериментальных данных, а также перспективу их внедрения в медицинскую практику.
В разделе «Экология человека» студенты изучают спектр экологических факторов, характер их действия на организм человека, уровень и механизмы адаптации, источники загрязнения среды и примеры экологических болезней. На основе полученных знаний будущие врачи имеют возможность реально оценить конкретную экологическую ситуацию, объективно определяя угрозу экологического риска.
Программа обучения биологии, включающая вопросы превентивной медицины (паразитология, медицинская генетика, экология) скоординирована и обеспечивает комплексирование с клиническими кафедрами, что является основой вертикальной интеграции умений и знаний студентов по этим разделам и предполагает усложнение, специализацию и детализацию этих вопросов при последующем обучении.