|
МОУ средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Переход ребенка из начальной школы в среднюю считается одним из наиболее сложных моментов в процессе школьного обучения. Возрастание учебных нагрузок и появление новых преподавателей предъявляют высокие требования к психике ребенка, заставляя его адаптироваться к новым условиям. Именно в этот период у многих школьников снижается успеваемость, появляются признаки повышенной тревожности и психологического стресса, что может послужить причиной ухудшения здоровья [1]. Важной задачей является целенаправленная профилактика таких нарушений, что связано с необходимостью выявления факторов риска еще в начальной школе. До настоящего времени психологические предпосылки успешной адаптации школьников в среднем звене изучены недостаточно, практически отсутствуют работы, в которых проводилась бы оценка факторов риска при различных системах обучения, а также в зависимости от пола ребенка. В связи с этим, целью данной работы явилась оценка значимости психологических факторов риска школьной дезадаптации при переходе ребенка из начальной школы в среднюю.
Исследования проводились силами психологической службы школы № 40 города Томска весной и осенью 2001 года. Обследован 121 ученик (57 мальчиков и 64 девочки) классов расширенного содержания обучения (РСО), общеобразовательных классов и классов компенсирующего обучения (КО). Готовность школьников к переходу в среднее звено оценивалась с помощью методики «Сочинение» и теста школьной тревожности Филлипса. Успешность адаптации ребят в 5 классе изучалась с помощью анкеты «Школа» [2]. Значимость факторов риска оценивали, рассчитывая непараметрические коэффициенты корреляции по формуле Спирмена.
Исследования показали, что 86% обследованных школьников удовлетворительно адаптировались в среднем звене, у 14% были выявлены признаки психологической дезадаптации. Нарушения адаптации наблюдались у 13% мальчиков и у 14% девочек. В классах РСО признаки дезадаптации были выявлены у 12% учащихся, в общеобразовательных классах - у 10% и в классах КО - у 45% учащихся. Оказалось, что наиболее значимыми факторами риска являются общая тревожность ребенка (r=0,5; p<0,001) и высокие показатели по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» теста Филлипса (r=0,4; p<0,001). Для успешной адаптации мальчиков большое значение имеют «уровень освоения социального пространства» по методике «Сочинение» и «социальный стресс» по тесту Филлипса, а для девочек более значимой оказалась «физиологическая сопротивляемость стрессу» по тесту Филлипса. Для общеобразовательных классов выявлена значимость интеллектуального уровня ребенка, определяемого по методике «Сочинение», что можно объяснить большей индивидуальной дисперсией этого показателя в общеобразовательных классах, по сравнению с классами РСО и КО.
Результаты исследования показали, что значимость факторов риска возникновения школьной дезадаптации при переходе в среднее звено зависит от пола ребенка и от типа обучения. Полученные данные могут быть использованы для прогнозирования и профилактики психологических стрессов у школьников.
Литература
1. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям). - СПб: «Респекс», 1995. -192 с.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М: ТЦ «Сфера», 1999. - 240 с.
|