СГМУ, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
В структуре общей заболеваемости у подростков в последнее время наблюдается увеличение частоты психических расстройств, обусловленных социальными явлениями и факторами дезадаптации: наркомании, алкоголизации, вовлечения в криминальную среду, последствий воздействия депривации и др. [3]. В настоящее время уделяется особое внимание психическим последствиям социальной депривации (СД) детей и подростков: безнадзорности, бродяжничеству, сенсибилизации к стрессу, что расценивается как определённый «субкультуральный фактор» [2].
Подростковая социальная психиатрия (ПСП) имеет следующие направления:
1. Объектами СПП являются социально-психологические и психопатологические феномены, связанные с воздействием социальных и культуральных факторов. Основными факторами социализации являются: а) синдромально-психологический и личностно- и проблемно- ориентированный подход к диагностике, терапии, реабилитации и ресоциализации подростков; б) семья - естественная среда оптимального развития подростка; в) подростки, подвергшиеся факторам социально-психологической личностной трансформации (насилие, сиротство, вовлечение в криминальную среду) представляют «группу риска» дезадаптации [4]. Длительно существующие неблагоприятные социальные факторы (в частности, СД), приводят к тяжёлой социально-психологической личностной трансформации: от личностного дизонтогенеза вплоть до тяжёлых интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений [1].
2. В социально-психиатрическом аспекте значимым является состояние эмоционального перенапряжения, превышающее по длительности и/или интенсивности индивидуальные адаптивные возможности подростка и приводящее к психосоматическим, невротическим, психопатическим нарушениям, трудностях в поведении и социальной дезадаптации. Такую реакцию принято обозначать дистрессом.
Дистрессовый характер могут принимать разные стрессовые ситуации, и наиболее значимые из них следующие: стресс психической депривации, стресс витальной опасности, стресс интенсивного эмоционального напряжения, обусловленный ожиданием негативных воздействий, стресс нарушения привычного стереотипа поведения и стресс неисполнения ожиданий.
3. Характерными психическими расстройствами у детей, реагирующих дистрессом на социальные явления, считаются реактивное расстройство привязанности (РРП), сепарационный (СС) и депривационный симптомокомплексы (ДС), которые в свете МКБ-10 клинически проявляются посттравматическим стрессовым расстройством, генерализованным тревожным расстройством, расстройствами поведения и индуцированными состояниями. РРП, СС и ДС являются этапами одного процесса, впоследствии отражающего задержку психофизического развития, и включает в себя искажение интеллектуального развития, эмоциональные расстройства (неспособность к эмпатии, обеднённость реакций с тесной связью с личностью, агрессивные тенденции), волевые расстройства (внушаемость, снижение волевой активности, истощаемость психических процессов), неврозоподобные реакции в виде патологических привычных действий, псевдоаутического поведения, соматовегетативных и психовегетативных расстройств. Наряду с этим, ДС имеет дополнительные социально-психологические критерии: рентные установки, иждивенчество, криминогенность. Имеют значение возраст и наличие органически неполноценной почвы. Многие состояния не распознаются вовремя вследствие постепенного изменения «порога аффективной выносливости».
4. Реабилитационное направление в ПСП состоит из нескольких этапов: помощь подросткам с социально обусловленными психическими расстройствами должна осуществляться как совокупность социально-психологических и медицинских методов воздействия и строиться на принципах комплексности, ступенчатости, индивидуальности и долговременности, и должна быть обращена прежде всего к механизмам психологической защиты, к повышению личностной активности, организации различных форм поддержки, формированию навыков, расширяющих адаптивные возможности детей и подростков. Наиболее оптимально выделить а) превентивные меры (доступность информации и средств помощи для работников образования и подростка, родителей; б) терапевтические меры - диагностика нарушений психики и выявления факторов дезадаптации, лечебная психотерапевтическая и психокоррекционная помощь; в) неспецифическая и социально-реабилитационная помощь. Помощь целесообразно оказывать бригадами в составе педиатра, невропатолога, психолога, детского психиатра-психотерапевта, с привлечением врачей семейной практики, органов опеки и попечительства, органов юриспруденции.
Литература
1. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. Учебное пособие М.: Изд. УРАО, 2001.- 104 с.
2. Иванов Е.С., Шипицына Л.М., Уварова И.А. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях. / Рос. психиатр. журн.- 2000.- № 1.- С.45-48.
3. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой.- М.: Медицина, 2001.¬560 с.
4. Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Всерос. научно-практ. конф., Москва, 1996.- С. 15-21.
|