Государственный медицинский университет им. М. Горького (г. Донецк)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VI конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2005. – 120 с.
Скачать сборник целиком
Врач любой специальности должен быть в той или иной мере психотерапевтом. В лечебном воздействии любого метода всегда присутствует феномен суггестии (внушения), который возникает при беседе с пациентом.
В силу того, что у большинства больных в сочетании с основной патологией (функциональной или органической природы) имеются и проблемы психологического плана, которые очень часто выходят на первый план, то и лечение таких больных (кроме фармакологического, физиотерапевтического и т. д. ) должно включать и воздействие на психологическую сферу.
Часто пациент предъявляет жалобы, причины возникновения которых он связывает со стрессом. Постоянный стресс вызывает у человека нарушение адаптационных способностей, дизрегуляцию работы внутренних органов и систем, формирование стойких изменений в организме, появление болезненных ощущений во внутренних органах. Поэтому использование психотерапевтических приемов в данном случае будет эффективным.
Говоря о рефлексотерапии, следует упомянуть, что психологическое воздействие имеет свои особенности. На начальном этапе эта роль отводится беседе врача с пациентом, в процессе которой оговаривается цель лечения, объясняются ожидаемые эффекты от воздействия механизм действия не детализируется), разъясняется пациенту, чего не надо опасаться.
У пациентов, как правило, возникает много вопросов по поводу проводимого рефлексотерапевтического воздействия. В подобных ситуациях следует отвечать таким образом, чтобы ликвидировать неправильные представления больного, любые сомнения его по поводу безопасности метода. Лучше всего привести примеры каких-либо клинических случаев, проведенных исследований по использованию метода для лечения подобного заболевания или расстройства, указать общее количество сеансов.
Перед началом манипуляций следует предупредить больного о появлении во время воздействия так называемых предусмотренных ощущений в виде ощущения распирания, давления, жжения, онемения, прострела, что свидетельствует о правильности проведения манипуляции, и настраивает пациента на возникновение положительных эффектов [2]. Следует предупредить больного, что после 4-5 сеанса после некоторого улучшения может наблюдаться обострение, которое является прямым показанием для продолжения лечения [5].
Рефлексотерапия может эффективно дополняться психотерапией либо следовать за ней.
Результатом психологического воздействия на больного является появление так называемой в нейрофизиологии «предпусковой интеграции», что является неотъемлемой частью эффективности лечения. Согласно теории П. К. Анохина [3], функциональная система представляет собой реализацию предпусковой интеграции, складывающейся под воздействием мотивации и обстановки уже до воздействия стимула.
Совокупность специфических влияний определенного нейрона соответствует именно тем рефлексотерапевтическим воздействиям, при наличии которых постоянная физиологическая функция нейрона была уже использована для достижения какого-то полезного результата [4].
Указанные положения могут быть применены при обосновании теоретических вопросов рефлексотерапии, так как, надо полагать, именно предпусковая интеграция обеспечивает формирование доминирующего, главенствующего очага возбуждения (суммация возбуждения) от лечебного рефлексотерапевтического воздействия.
Проведено множество исследований по поводу роли психотерапевтического воздействия в комплексном лечении множества заболеваний [1]. Все они однозначно говорят о положительном влиянии психотерапии на проводимое лечение, а также о потенцировании получаемых лечебных эффектов.
Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что рефлексотерапия, содержащая в себе элемент психотерапии в виде внушения в сочетании с убеждением и разъяснением, может использоваться как ещё один вариант психотерапии.
Знание психотерапевтических приемов, их адекватное использование отражает компетентность специалиста - рефлексотерапевта, обеспечивает эффективность лечения. На наш взгляд, обучение разного рода психотерапевтическим приемам должно входить в программу подготовки специалиста-рефлексотерапевта.
Литература:
1. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304 с.
2. Лувсан Гаваа. Очерки методов восточной рефлексотерапии. - К.: Здоровья, 1992. - 232 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
4. Губачев Ю. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Л.: Медицина, 1981. - 216 с.
5. Табеева Д. М. Практическое руководство по рефлексотерапии: Учебное пособие / Д. М. Табеева . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 440 с.
|