Тульский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проведенное исследование имело целью выявить факторы, способствующие эффективной организации учебной работы иностранных студентов в ВУЗе. Объектом изучения служила группа в количестве 15 человек, обучающихся на втором курсе медицинского факультета. Работа проводилась на протяжении двух лет. В числе используемых методов были:
1. Наблюдения в процессе учебной работы, в различных неформальных ситуациях общения, в ходе совместной деятельности. 2. Систематические беседы по вопросам организации учебной и внеучебной жизни студентов
3. Обследование эмоционального состояния студентов (тест Люшера) и их вегетореактивности (интервалокардиографи
4. Анализ продуктов деятельности (контрольные работы, рефераты, зачеты, экзамены).
В процессе наблюдения прослеживаются индивидуальные различия между молодыми людьми по уровню освоения ими русского языка. Имеется зависимость между кругом, характером общения и уровнем речевой подготовки студентов. Хорошее знание языка обеспечивает возможность устанавливать контакты с большим количеством людей, лучше ориентироваться в окружающей обстановке, быстрее находить нужную информацию и т.д. И наоборот, плохое знание языка замыкает круг общения преимущественно на иностранных гражданах, снижает речевую активность студентов на учебных занятиях, их успеваемость, а также формирует пассивно созерцательную позицию в общении с преподавателями. Таким образом, языковая подготовка способствует более успешной адаптации студентов в новых условиях учебной работы. Для того, чтобы помочь иностранным студентам лучше справиться с учебными нагрузками, необходима дальнейшая работа по созданию условий для развития их речевой культуры, так как язык является важнейшим средством социализации человека. Овладение языком происходит в процессе коммуникации. Организация многообразных ситуаций общения русских и иностранных студентов в процессе выполнения учебной работы (совместные занятия, диспуты и дискуссии), а также во внеучебной деятельности (вечера, поездки, походы и др.) может способствовать более эффективному усвоению языка и создавать благоприятный психологический климат в студенческом коллективе.
Кроме того, не все студенты одинаково воспринимают учебный материал. Многие из них испытывают значительные трудности в усвоении знаний. Систематически из-за задержек по различным причинам прибытия в страну обучения 3-4 студента из группы в .10-15 человек начинают обучение на 2 недели, а то и на месяц позже. Для этой группы важна организация дополнительных занятий, притом уже в октябре, а не в ноябре-декабре, как это обычно практикуется. Своевременное восполнение пробелов в знаниях позволяет студентам поверить в свои силы и с полной отдачей включиться в учебу. И, наоборот, без дополнительных занятий, начатых своевременно, педагогическая запущенность прогрессирует, у студентов нередко развивается депрессивное состояние и они перестают посещать занятия.
Следует также предоставить студентам возможность ознакомиться в библиотеке или приобрести учебную литературу на английском языке, которая частично облегчит им процесс восприятия учебной информации.
Изучение личностных особенностей студентов проходило с использованием психологического метода цветовых выборов (модифицированный тест Люшера). Диагностические возможности данного метода достаточно широки. Он позволяет устанавливать личностные характеристики в единстве организмического, индивидуального и социального. Индивидные свойства как базис личности отражают наиболее устойчивые эмоциональные тенденции. Эти тенденции связаны с конституционально заданными свойствами темперамента, которые, в свою очередь, зависят от физиологических свойств нервной системы. Более высокие уровни организации личности имеют социальную обусловленность. Они отражают содержательные аспекты бытия человека: его избирательное отношение к воздействиям среды, способы самореализации и др. Тип индивидуального реагирования формируется в процессе взаимодействия конституционально-заданных и социально обусловленных факторов.
Метод цветовых выборов дает возможность оценивать адаптивные ресурсы личности. Для нашего исследования важно, что метод лишен транскультурных различий и не вызывает защитных реакций. Он выявляет как осознанные, так и неосознанные отношения испытуемого к цветовым эталонам. Выбор цветового ряда, с одной стороны, зависит от устойчивых личностных характеристик, а с другой - от актуального состояния, определяемого конкретной ситуацией.
Лаконичность и простота метода, его способность выявлять глубинные проявления личностных свойств делают методику незаменимым инструментом изучения эмоционально-характерологических черт и изменяющихся со стояний. Применение данной методики в группе иностранных студентов позволило установить целый ряд экспериментальных фактов. Для студентов с хорошими результатами учебной работы характерно, как правило, адекватное мироощущение, которое выражается в значимости собственной социальной позиции, высокой поисковой активности в сочетании с упорством в достижении целей, стрессоустойчивости, оптимистичности, в широком спектре увлечений и выраженной общительности.
В функциональной психологии такой тип реагирования обозначается как гетерономный и эксцентрический. При обследовании он был выявлен у 80 % студентов, имеющих хорошую и отличную успеваемость. По цветовому тесту это определяется как предпочтение желтого и отвергание синего цвета. Синий цвет на последних позициях ряда свидетельствует об оборонительном поведении, направленном на минимизацию отрицательного влияния источника стресса. Предпочтение желтого цвета - это стремление использовать имеющиеся возможности и добиться свободы самовыражения. Эта стратегия выбора является, по-видимому, наиболее правильной в иноязычной среде и в отличающихся от привычных социокультурных условиях. В то же время нельзя не отметить, что у 20% лиц, имеющих подобный тип реагирования, наблюдалось нарушение психологической адаптации. Оно объективно выражалось в несколько более низкой успеваемости, а субъективно - в уклонении от реальных проблем, перекладывании вины за неудачи на окружающих или обстоятельства, претензиями на многое и нежеланием поступиться ничем. Это еще раз свидетельствует, что результаты тестирования могут быть оценены только с учетом данных по другим видам обследования и после обязательной индивидуальной беседы. Вынесенное на основании обследования объективное заключение необходимо для выработки плана учебно-воспитательной работы с иностранными студентами. Таким образом, даже успевающие студенты в некоторых ситуациях нуждаются в психолого-коррекционной помощи.
Среди неуспевающих студентов преобладает тип реагирования, обозначаемый в функциональной психологии как автономный и концентрический. Это предпочтение зеленого цвета и отвергание красного. Человек этого типа без учета ситуации стремится поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Этот вариант поведения вызывает состояние постоянного напряжения, частое возникновение необоснованных страхов, а, в конечном счете, - отказ от усилий, направленных на решение практических задач. Человек становится зависимым от мнения окружающих, страдает от недостатка уверенности, компенсирует свое поведение лестью и стремлением выбрать в общении с преподавателями ловкую тактику “обходных маневров”. Подобный тип реагирования имеет место почти у всех плохо успевающих студентов. Он требует более серьезной и настойчивой работы психолога по преодолению состояния психологического напряжения и дискомфорта. Это состояние выражается в более пассивной по сравнению с успевающими студентами позиции, избирательности в контактах, склонности к их ограничению, сосредоточенности на своих проблемах. В данной группе испытуемых встречаются лица с высоким уровнем притязаний, которые сталкиваются с ощущением собственной изолированности. Отмечается также неудовлетворенность, жажда одобрения и успеха. В отдельных случаях состояние общей неудовлетворенности маскируется напускным безразличием.
При вегетологическом обследовании восьми иностранных студентов по методу Баевского у трех была выявлена симпатикотония с индексом напряжения более 400 ед., у одного - ваготония при индексе напряжения менее 50 ед. Четыре студента с нормотонией показывали более стабильную обучаемость.
Учитывая специфику обучения и проживания иностранных учащихся, определение индекса напряжения должно быть включено в программу медицинских осмотров, а все виды отклонений подлежат коррекционным мероприятиям (медикаментозным и немедикаментозным).
В результате работы получены данные, позволяющие сделать следующие заключения. Успешность учебной деятельности студентов напрямую зависит от уровня их психологической адаптации в новой для них социокультурной среде. С физиологической точки зрения уровень адаптации определяется уравновешенностью вегетативной нервной системы, В случае преобладания одного из ее отделов (как симпатического, так и парасимпатического) уровень адаптации достоверно снижался. С психологической точки зрения адаптация связана с такими личностными особенностями как степень общительности, социальная зрелость и смелость, коммуникабельность, эмоциональная вовлеченность, активность, умение организовать свою деятельность и досуг, распределить время между трудом и отдыхом. Эти факторы, то есть социальная и учебная активность, непосредственно зависят от уровня речевой подготовки студентов.