Муниципалное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Созонова Ю,Г.» г.Ханты-Мансийска
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
С возрастанием численности населения Земли многократно возрастает нагрузка на природу: осваиваются новые территории, в большом количестве разрабатываются природные ресурсы, изменяются природные ландшафты. Современные экологические проблемы носят глобальный характер, проявляются во всех сферах. Возникновение экологических проблем обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, и эти проблемы должны решаться не только исключительно техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения людей по отношению к окружающей среде. Это стимулировало перемещение приоритета в преодолении экологических проблем из технико-экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования. Современное образование ориентируется на формирование экологической компетентности личности, которая стремится к оптимальному взаимодействию с природной средой, отличается не только наличием знаний и убеждений, но и наличием потребности в деятельности по охране и улучшению окружающей среды.
Регионы Российской Федерации отличаются по своему географическому положению, природным условиям и ресурсам, социально-экономическим, историческим, социокультурным, национальным особенностям, поэтому формирование экологической компетентности учащихся в регионе должно осуществляться с учетом влияния данных особенностей на экологическую ситуацию региона. Регионализация естественнонаучного образования способствует конкретизации понимания возникающих экологических проблем, создает эффект сопричастности к их возникновению и решению.
С целью регионализации экологического образования автором статьи была скорректирована программа к учебнику Никишова А.И., Кузнецова В.Н., Теплова Д.Л. «Экология 5 (6) класс». Программа курса «Экология» для 5-6 классов составлена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.
Данная программа позволяет конкретизировать цель обучения экологии – становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного подходов и формирование оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Полноценность использования программы обеспечивается введением регионального компонента образовательного стандарта «Экология» в федеральную программу. Это позволяет изучать особенности животного и растительного мира нашего округа, взаимосвязь всех компонентов экосистем Севера, влияние добычи нефти на жизнедеятельность организмов.
Рассмотрим подробнее особенности скорректированной программы на примере изучения в 5 классе темы «Зональное распределение живых организмов на суше», где больше времени уделено изучению животного и растительного мира зоны тайги.
Цели урока: 1. Изучить особенности климата зоны тайги, видовой состав животного и растительного мира этой зоны. 2. Ввести понятие систематики животных и растений (пропедевтика изучения биологии в 6 классе). 3. Познакомиться с понятием «Особо охраняемые природные территории» на примере Природного парка «Самаровский чугас».
Оборудование: Видеофильм «Климатические зоны. Тайга», физическая карта России, наборы иллюстраций «Животный мир тайги» и «Растительный мир тайги» (вырезки из журналов, раскрытые на нужных страницах книги, иллюстрации, рисунки животных и растений тайги, выполненные учащимися – домашнее задание прошлого урока), эмблема Природного парка «Самаровский чугас».
Региональный компонент:
1. Особенности климата (изучаются по сравнению с зоной тундры): температура среднегодовая –3 – 5 0С, средняя температура июля – 14-19 0С; снежный покров держится от 230 дней в северных регионах до 120 в южных; количество осадков больше, чем их испарение – много рек, болот; сезонная контрастность: длительная зима, умеренно теплое лето.
2. Расположение: зона тайги занимает обширные пространства Евразии и Северной Америки между 50 и 70 0 северной широты. Тайга занимает около 13 млн. км2 (около 10% всей суши). Таежную зону России делят на три подзоны – северную, среднюю и южную.
3. Растения: тайга – хвойный лес. Хвойные (голосеменные): сосна сибирская (кедр), сосна обыкновенная, пихта, лиственница, ель и др. Растения – основа цепи питания всех животных, защита от морозов. Цветковые растения: кислица, лютики, вороний глаз, шиповник и др. Обратить особое внимание на ягодные – клюква, брусника, черника, морошка и др., возможность сохранения зеленых листьев и живых корней под толстым слоем снега (можно вспомнить сказку «Мороз Иванович», в которой под «периной» Мороза Ивановича «грелись» зеленые листочки). Работа по рисунку на стр.22.
4. Животные: Млекопитающие – рысь, горностай, белка, бурундук, лось и др. (всего 56 видов). Животных их этого класса много, так как они наилучшим образом приспособлены к суровым условиям тайги – имеют теплую шерсть, у них происходит линька, они способны делать норы и запасать пищу на зиму, а также запасают слой жира – источник вторичной воды и теплоизолирующий слой. Птицы – рябчик, глухарь, дятел, куропатка и др. (гнездятся 186 видов). При изучении кедровки обратить внимание на то, что её изображение является эмблемой Природного парка «Самаровский чугас», расположенного вокруг города г. Ханты-Мансийска. Земноводные - 6 видов (сибирский углозуб, обыкновенный тритон, серая жаба, остроморадая, сибирская и травяная лягушки). Пресмыкающиеся – 3 вида (живородящая ящерица, веретеница, обыкновенная гадюка). При изучении этого момента следует обратить внимание на то, что температура тела земноводных и пресмыкающихся зависит от температуры среды. Это ограничивает распространение этих животных на территории округа. Рыбы – муксун, пелядь, щука, налим, стерлядь, язь и др. (всего 29 видов на территории округа). Обратить внимание на сокращение численности рыб из-за загрязнения рек и озер.
Таким образом, введение регионального компонента позволит изучить особенности природы родного края, его растительного и животного мира, узнать о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на хрупкую природу Севера.
В 2005-2006 учебном году данная программа введена во всех пятых классах МОУ СОШ №1 им.Созонова г.Ханты-Мансийска, в 2006-2007 учебном году – в семи 5 классах и пяти 6 классах школы (5 классов).
Комментарии
2009-10-2716:19:18 отлично:)))))))))))))