Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Увеличение количества научной информации требует быстрого изменения содержания курса, так как преподаватели из-за недостатка времени не способны сообщить все накопленные научные факты, а обучающиеся физически не способны запомнить. В то же время в любой области должен готовиться творчески мыслящий работник. Сообщение студенту фактологического материала не способствует развитию у будущего специалиста научного мышления.
Перед преподавателями поставлены две цели: 1) не сообщая огромного количества фактов, подготовить специалиста, в полной мере знакомого со своим предметом,; 2) развивать в такой степени его научное мышление, чтобы он всегда мог самостоятельно решать возникающие перед ним в практической деятельности задачи. Пересмотр содержания предметного обучения с учетом перечисленных требований может проходить с использованием рациональных приемов обучения. Рационализация предметного обучения строится на основе прогрессивных педагогических идей, технологии и техники, осуществляется в оптимально напряженной и синхронной деятельности учителя и учащихся в направлении максимальной реализации поставленных целей обучения и повышении его эффективности.
С точки зрения основополагающего принципа в отечественной психологии - единство сознания и деятельности, чтобы научить учащихся учиться надо дать им знания того, как рационально организовывать и осуществлять свою учебную деятельность, использовать приемы рационального подхода к ней. Дидактическая система рационального предметного обучения должна отражать совокупность целого ряда факторов, условий, взаимодействий, взаимосвязанных явлений, происходящих в этой системе и представляющих собой целостный процесс. Особенностью создания такой системы является рассмотрение обучения как рационального, гибко управляемого процесса с обязательной обратной связью, механизмом развития которого является взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента.
Эффективность полученных знаний основывается на рациональной организации процесса обучения, целью которого является обеспечение оптимального функционирования процесса управления учебной деятельностью со стороны преподавателя. Построенная на оптимальном сочетании компонентов процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация рационального обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы студентов под руководством преподавателя.
Воздействие предметного обучения на личность учащегося осуществляется через: развитие мотивации учения; рациональное формирование осознанных, действенных предметных знаний и обобщенных умений; рациональную организацию процесса обучения, которая способствует всестороннему развитию личности, развитию самооценки, самоорганизации; формирование научной картины мира с учетом ее соотнесенности с гуманистическими ориентирами.
Рациональное обучение означает качественное обучение, поскольку рациональный подход отражает качество какого-либо действия. Поэтому обучать качественно значит обучать рационально. В нашей дидактической системе рациональное обучение направлено на развитие рационального мышления; рациональное формирование понятий и действий; использование рациональных методов и приемов; рациональную организацию процесса предметного обучения.
Важное место в предлагаемой системе занимает механизм рационализации содержания и деятельности в процессе обучения. Под механизмом рационализации мы понимаем последовательность взаимосвязанных стадий, целесообразно и поэтапно реализуемых для осуществления рационализации предметного обучения. Механизм рационализации содержания обучения и деятельности включает следующие стадии:
Первая стадия предполагает глобальное структурирование учебного материала с целью выделения оптимальной структуры инвариантного содержания его наглядных моделей для дальнейшего использования в роли эталонов прогнозируемых качественных результатов обучения.
Вторая стадия – локальное структурирование систем дисциплинарных понятий и обобщенных умений внутри каждого блока содержания с целью определения в нем структурно-функциональных, генетически связанных, а также методологически и практически значимых компонентов содержания.
Третья стадия заключается в укрупнении дидактических единиц содержания и способов действий за счет его свертывания, сжатия в компактные символико-графические формы выражения и оперирования. Этот этап процесса рационализации мы выделяем в качестве основной, лимитирующей стадии. Именно она обеспечивает рациональное учение, экономию учебного времени на каждом из этапов обучения, синхронность и согласованность взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса. Это, в конечном счете, приводит к достижению высокого качества и эффективности предметного обучения.Четвертая стадия предполагает генерализацию, теоретическое обобщение и систематизацию, внутри- и межпредметную интеграцию, категориальный синтез и творческий перенос системных и действенных знаний и обобщенных умений. Реализация этого осуществляется средствами алгоритмизации, технологизации, компьютеризации, при активном использовании кибернетико-математических методов описания структуры знаний и качества их усвоения.
Таким образом, для осуществления рационального обучения предметным дисциплинам мы выделяем четыре наиболее важные, последовательные стадии этого процесса, реализующие многостадийный механизм рационализации.