Курский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В ходе современной модернизации высшего химического образования науки прикладного характера подверглись значительному сокращению аудиторных часов, что вызвало в свою очередь необходимость пересмотра организации процесса изучения курса химической технологии. Большая роль в этом отводится организации самостоятельной работы студентов.
Классически для организации самостоятельной работы используют различные формы, такие как подготовка докладов, изготовление технологических схем, кодо-грамм, графиков, решение технологических задач, разработка и проведение деловых игр. Однако сегодня такие формы стали малоэффективными по ряду причин. Во-первых, современные студенты не приучены к работе в коллективе. Во-вторых, отсутствие учебной и научной литературы, содержащей материал о современных химических производствах. В-третьих, трудности в посещении промышленных предприятий химической промышленности.
Выход из сложившейся ситуации мы видим в индивидуализации самостоятельной работы студентов. Первым шагом в этом направлении было усовершенствова-ние методических рекомендаций к практическим занятиям. К разработанным практическим занятиям студентам предлагается сами выбрать одну из трех технологи-ческих схем получения того или иного продукта Студенты собирают модельную установку по выбранной схеме, получают продукт, рассчитывают его выход и приступают к решению задач, которые также подобраны вариативно. Затем предлагаем студентам самостоятельно разработать функциональную схему производст-ва с учетом его экологических проблем.
По завершению изучения каждого блока производств, студентам предлагается разработать деловую игру по одному из изученных производств. Эта форма работы вызывает у студентов интерес и поэтому мы не отвергаем её, а активно используем.
Составление деловых игр является одной из форм организации самостоятельной работы студентов при изучении курса химической технологии.
В ходе подготовки к игре студенты обрабатывают большое количество материала, содержащего сведения как технологического, так и экологического характера. При этом они обращают внимание на экологические проблемы как глобального, так и регионального масштаба. Для того чтобы составить одну деловую игру фор-мируется небольшая группа из 4-5 студентов. Студенты выбирают тему игры из предложенного преподавателем списка, подбирают соответствующую учебную и методическую литературу, определяют цели и задачи, методы и способы их решения. Обязательным является использование информационного бюллетеня о состоя-нии окружающей среды Курской области. При необходимости студенты могут обратиться в Комитет по природным ресурсам области, где получат профессиональ-ную консультацию о состоянии водных ресурсов, почв области и о проблемах загрязнения атмосферы промышленными предприятиями города и области.
Подготовленная деловая игра представляется на одном из практических занятий. Участие в деловой игре помогает студентам изучать параметры работы соответ-ствующего технологического процесса и выбирать такие аппараты, условия их работы и сырье, чтобы выход продукта был максимальным, а выбросы вредных веществ в атмосферу и воды – минимальными. Хорошая компьютерная база факультета позволяет студентам организовать мультимедийную экскурсию на химиче-ский завод своего региона.
Умелое использование деловых игр, мультимедийных экскурсий, презентаций в курсе химической технологии убеждает студентов, что причина экологического кризиса не в бурном развитии науки и техники, а, напротив, в несовершенстве технологии, складывающейся в условиях полного пренебрежения к вопросам взаимо-действия с окружающей средой, в «экологической» отсталости существующих производств. Студенты приходят к пониманию того, что только оптимизация всего цикла «ресурсы – производство – потребление – ресурсы» дает возможность снизить до минимальных размеров отрицательное воздействие негативных факторов на окружающую среду. Предложенный подход к организации самостоятельной работы студентов является наиболее оптимальным, так как он стимулирует их познава-тельную и творческую активность, приводит к осознанию необходимости постоянного самообразования.
|