Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Не малое влияние на историю и жизнь народа оказывает религия, как исконная, так и принятая в последствии. Во время освоения Сибири было распространено духовное миссионерство. (Миссионерство – миссия, посылаемая церковью для распространения своей веры среди иноверцев. [8])
Цель данного исследования заключалась в изучении развития и роли миссионерства на Алтае в XIX веке на примере Мыютинского отдела Алтайской Духовной Миссии.
Новизна и актуальность данной работы заключается в том, что исследование деятельности миссии ведется не только по опубликованным источникам, что могло бы уменьшить объективность исследования, но и по личным дневникам протоиерея Алтайской Духовной Миссии Василия Моисеевича Постникова, неиспользовавшихся ранее. Миссионерство в Сибири рассматривается с различных, иногда спорных точек зрения.
Алтайская Духовная Миссия была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX — начале XX века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства. К 1890 году она сумела вовлечь в православие 19108 из 34000 алтайцев. В Мыютинском отделе уже в 1886 году было крещено 1448 человек, то есть около 80%.
Миссионеры вели записи о количестве крещенных, не крещенных, а иногда проводили «перепись населения». Подобные таблицы приведены в памятной книге Василия Моисеевича Постникова. Сравнивая таблицы по общей численности, списки крещенных и не крещенных жителей, можно сделать заключение о том, что деятельность миссии была успешной. Эти списки позволяют восстановить картину заселения Алтая русскими, проследить данные численности, соотношения полов, историю формирования поселков.
Крещеные инородцы получали привилегии и поощрения: после обряда принявшему крещение выдавали мешок муки и новокрещенные освобождались от выплаты ясака и иных повинностей сроком до трех лет. Анализ личных дневников свидетельствует о сложности приобщения инородцев к православию, так зайсаном мог стать только крещенный (запись от 15.01.1888).Не все новокрещенные становились праведными христианами, имели место случаи многократного крещения, подкупа.
Василий Постников в своей памятной книге за 1888-1889 приводит следующий случай:
Январь 1888
15. Заседатель Ландышев сказывал: с кумандинца Сергея отец Михаил берет лисиц каждый год и обещает: «я тебя сделаю зайсаном». Этот инородец плут из плутов. Затем отец Михаил пришел к заседателю и говорит: «Надо Сергея сделать зайсаном; я обещал ему». Вслед за Михаилом явился к заседателю Сергей: -Я хочу креститься, только бы меня в зайсаны.
-Крестись и проси отца Михаила, пусть он тебя делает зайсаном.
Алтайская Духовная Миссия принесла на Алтай не только православную веру, но и плоды другой культуры, не разрушив культуру коренных народов. В некоторых сферах она способствовала развитию национальной культуры Алтая, так при участии миссии была создана грамматика алтайского языка. Большинство алтайской интеллигенции - учителя, художники, историки, поэты, были выпускниками миссионерских школ, детьми миссионеров или же новокрещенных.
В зависимости от ситуаций школы закрывались на карантины, ученики миссионерских школ пели в церкви.
Памятная книга Василия Постникова 1888-1889 годы.
Корь забралась в Мыюту… Из учеников человек 18 захворали и продолжают заболевать. С завтрашнего дня надо прекратить учебу на время, что бы не распространять этой заразы. …
История показала, что Алтайская Духовная Миссия и православие в целом оказало огромное влияние на развитие межнациональных и межконфессиональных отношений, как в Горном Алтае, так и в России целиком.
Список литературы.
1. Л.А. Тресвятский Духовная культура православия Сибири. МОУ ДПО ИПК Новокузнецк 2003г.
2. Памятная книга Мыютинского священника Василия Постникова. 1888-1889гг.
3. Памятная книга Мыютинского священника Василия Постникова. 1886-1887гг.
4. altai.eparhia.ru «История православия на Алтайской земле»
|