Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.
Кафедра философии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам <a href="http://www.tele-conf.ru/" target="_blank">Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова </a> (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Союз медицины и искусства многократно засвидетельствован в мировой культурной истории. К медицине были причастны композиторы Г.Берлиоз и А.П. Бородин. Профессиональными врачами были писатели Ф.Рабле, Ф. Шиллер, А. Конан Дойл, В. Даль, В. Вересаев, А. Чехов, М. Булгаков, окончил Ленинградский медицинский институт и работал врачом писатель В. Аксенов.
Образ аптекаря встречается во многих произведениях литературы, например, в трагедии «Ромео и Джульетта» у Шекспира. Однако на сцене этот персонаж встречается не часто. Тем не менее, существует и до сих пор пользуется успехом комическая опера «Аптекарь», которая была создана в 1755 году. Её создатель – уроженец Венеции, выходец из семьи врача, изучавший в юности по настоянию отца медицину, выдающийся драматург и реформатор итальянского театра Карло Гольдони (1707-1793). Действующих лиц в пьесе всего четверо: аптекарь Семпронио, опекаемая им молодая девушка Грильетта, помощник аптекаря Меньоне и богатый человек Вольпино. Старый Семпронио намерен жениться на Грильетте, но та влюблена в помощника аптекаря Меньоне. Богач Вольпино преследует свой интерес: он стремится соблазнить Грильетту. Семпронио для оформления брачного контракта приглашает нотариуса. Но, узнав об этом, переодевшись нотариусами, к главному герою являются Меньоне и Вольпино. Семпронио изгоняет обоих. Тогда Вольпино, переодевшись в знатного турка, предлагает Семпронио должность придворного аптекаря взамен на Грильетту. Получив отказ, он устраивает разгром в доме, и только пришедший на помощь Меньоне спасает аптекаря от гнева богача. Благодарный Семпронио соглашается на брак Меньоне с Грильеттой, а Вольпино остается ни с чем. Даже в комической опере главный герой-аптекарь изображен как терпеливый, честный, понимающий человек
На либретто, созданное К. Гальдони, Йозеф Гайдн (1732-1809) написал оперу-буфф «Аптекарь» В марте 1770 года она была поставлена в Вене и заслужила почетное звание самого значительного музыкального события сезона. Вскоре опера стала известна и в России. Текст оперы был переведен на русский язык. Премьера двухактной версии оперы под названием «Влюбленные обманщики» состоялась в Ленинграде на сцене театра музыкальной комедии в 1981 году. Позже эта опера ставилась на сценах Кемеровского музыкального театра и Красноярского театра оперетты. В 1995 году в Санкт - Петербурге был издан клавир оперы Й Гайдна «Аптекарь» [1].
Творчество еще одного писателя детально освещено в истории литературы, но малоизвестно в истории фармации. Речь идет об аптекаре и драматурге, одном из создателей национального норвежского театра Генрике Ибсене. Он родился 29 марта 1828 года в небольшом норвежском городке Шиене в семье купца Кнуда Ибсена. Купеческий дом находился рядом с тюрьмой и больницей для душевнобольных, так что первое соприкосновение Генрика с миром страданий и болезней произошло еще в детстве. После банкротства отца учить сына стало не по средствам, хотя сам Генрик стремился получить образование: он хотел стать врачом. В 15 лет он уезжает в Гримстад, чтобы работать помощником аптекаря Реймана. Здесь он планировал овладеть основами латыни, а затем продолжить медицинское образование. Однако особых перспектив аптекарское дело не обещало. Малочисленное население Гримстада редко пользовалось услугами врачей и аптекарей. Генрик брал уроки латыни у Реймана, участвовал в приготовлении различных лекарств. В 1845 году он поехал в Арендал и сдал экзамен городскому врачу, что явилось первой ступенью на пути овладения профессией аптекаря.
В 1846 году аптека Реймана была продана с аукциона, её новым владельцем стал Ларс Нильсен. Он дал возможность Ибсену, который к тому времени уже освоил навыки профессии фармацевта, вести дела самостоятельно.
Наряду с аптекарской деятельностью Генрик погрузился в мир литературного, художественного творчества, обрел новых друзей. Его не покидала мысль о медицинском образовании, однако споры с друзьями по вопросам литературы, искусства, политики уводили его в другой мир. Он пишет стихи и драму «Катилина». Вскоре в театре «Христиания» была поставлена его пьеса «Норманны», которая шла под названием «Богатырский курган». С этого времени он становится профессиональным драматургом и театральным деятелем. Признание ему принесли драмы «Пер Гюнт» (1867 г.), «Столпы общества» (1877 г.), «Гедда Габлер» (1890г.). Впрочем, он продолжал следить за успехами биологии, медицины, фармации. В его творчестве возникают медицинские темы: в пьесе «Кукольный дом» («Нора», 1879 г.) затронута тема нравственных, физических, социальных последствий венерических заболеваний. В пьесе «Женщина с моря» (1888г.) героиня Ибсена страдает неврастенией, которая служит причиной непрерывной смены ее настроений.
Творчеству Ибсена присущ психологизм, его волновала тема душевных патологий. В драме «Гедда Габлер» (1890 г.) он создал образ патологического алкоголика, страдающего манией величия, а в драме «Йун Габриэль Боркман» (1896) Ибсен изобразил человека, страдающего паранойей.
Литературная деятельность Генрика Ибсена была прервана 23 мая 1906 года. Писатель скончался от кровоизлияния в мозг. «Имя Генрика Ибсена – аптекаря и драматурга - по праву принадлежит не только истории литературы, но и истории медицины»[2].
Приведенные примеры показывают, что медицина и искусство образуют поля взаимного притяжения. Врач в сознании людей, - и в этом проявляется власть прошлого культурного опыта - наделен особым статусом, это фигура значительная, в прошлом сакральная, таинственная, он, подобно божеству, участвует в преобразовании материи человеческой жизни – касается глубинных оснований человеческого существования. Образ врача вызывает устойчивый интерес в искусстве. Одновременно для врача, деятельность которого – особый род искусства, художественное творчество – неиссякаемый источник вдохновения, область творческого самовыражения.
Список литературы.
1.Карташов, В. Аптекарь на сцене / В. Карташов // Фармацевтический вестник. – 2005. – Т. 33, – С.31.
2.Ионов, А. Генрик Ибсен – аптекарь и драматург / А. Ионов // Фармацевтический вестник. – 2005. – Т. 25, – С. 23.
|