Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки
" с материалами Четвертой Международной Телеконференции
"Фундаментальные науки и практика" под редакцией д.б.н, проф. Ильинских
Н.Н.
Тенденция вузовского образования к переходу от дисциплинарно - предметного к программному обучению в подготовке специалиста повышает роль куратора студенческой академической группы (САГ) в организации внеучебной работы.
Внеучебная работа, как самостоятельная работа студента, значительно влияет на формирование социально и профессионально значимых компетенций, определяющих профессиональную востребованность выпускника.
Исследования, проведенные Шлыковым М.А. (2010) показали, что «57,4% врачей-стоматологов имеют средний уровень развития социального интеллекта; у 37,3% - социальный интеллект ниже среднего; на низкий уровень социального интеллекта пришлось 1,3% испытуемых; доля врачей с социальным интеллектом выше среднего составила 4% от общего числа испытуемых. Лиц с высоким уровнем развития социального интеллекта в данном исследовании не выявлено». На наш взгляд, возникает необходимость развития студентом социального интеллекта в процессе додипломного образования как средства формирования социально-профессионального опыта и убеждает в важности практики кураторства. Куратор САГ создает условия для реализации субъективной позиции студента в образовательном пространстве Университета и внешним социокультурным окружением.
Система кураторства на кафедре терапевтической стоматологии ИГМУ проводится в соответствии с Политикой, Миссией и Видением Университета, организации воспитательной работы в университете, которая создана в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ. Имеется ряд документов, регламентирующих воспитательную деятельность, среди которых: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Курацию САГ преподаватели кафедры терапевтической стоматологии начинают на 3 курсе обучения в вузе. Очевидно, что формирование социального интеллекта у студента в процессе обучения возможно при сотрудничестве по модели «наставник-ученик». При этом возникает ряд проблем, которые, на наш взгляд, важны и требуют решения.
Во-первых, студенты 3 курса, приступая к изучению специальных дисциплин, отличаются высоким уровнем тревожности, агрессивности, конфликтности, низким уровнем толерантности, так как первоначальная профессиональная ориентация еще не выбрана или кажется ошибочной.
Во-вторых, на старших курсах студентами идет поиск эффективных форм и методов изучения предметных направлений прогнозируемой профессии. Студенческой научно-исследовательской работы или совмещение учебы в вузе и работой в лечебном учреждении с этой целью, на наш взгляд, недостаточно. Субъективная позиция студента, в этом случае, полностью не реализуется в социальных взаимодействиях с внешним социокультурным окружением.
В-третьих, что волнует куратора, имеется незначительное число педагогической литературы, рассматривающей аспекты внешнего социокультурного окружения и взаимно дополняющих пространств – познавательного, информационного, коммуникативного, правового и профессионального.
В связи с этим, на кафедре работа куратора САГ планируется с учетом выявленных проблем.
Во-первых, совершенствование мастерства кураторов САГ, так как отдельные ассистенты ещё не подготовлены к работе в условиях быстрой смены нормативных документов и образовательных стандартов. Это связано с личностными свойствами отдельных ассистентов, преобладанием авторитарного стиля общения, использованием монологических методов обучения, как следствие несформированности навыков организации диалогического взаимодействия. На практике это выражается в длительном периоде установления контакта студента с преподавателем.
Во-вторых, формирование у кураторов информационно - функциональной компетенции: шире использовать возможности информационных технологий в педагогическом процессе, в самообразовательной деятельности, разрабатывать элементы учебно-методического комплекса для конкретной образовательной ступени на электронных носителях.
В-третьих, мотивированное личностное развитие преподавателей через направление на курсы повышения квалификации, работу в кафедральной творческой группе по сбору материалов с целью изучения педагогического опыта, авторские семинары, что создает условия для инновационной деятельности. Для ассистентов нашей кафедры, в коллективе которой 2 преподавателя, имеющих второе высшее педагогическое образование, это вполне решаемая задача.
Таким образом, роль куратора САГ в формировании социального интеллекта студента в прогнозируемой профессиональной деятельности основана на формировании функциональных компетенций преподавателей кафедры. Куратор САГ создает педагогические условия к формированию у студента способности к проблематике, освоению деятельностных средств и ценностных оснований взаимодействий с внешним социокультурным окружением и тем самым, развитию социального интеллекта будущего специалиста.
|