Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки
" с материалами Четвертой Международной Телеконференции
"Фундаментальные науки и практика" под редакцией д.б.н, проф. Ильинских
Н.Н.
Успешная подготовка врачей в высших медицинских школах связана с поиском новых, более эффективных форм обучения, а также активного использования апробированных методов. Одним из таких методов является составление студентами учебной истории болезни. История болезни - важнейшая составляющая любого учебного процесса. Правильное и аккуратное ведение истории болезни, своевременность и полнота записей в ней прививают студентам клиническое мышление и повышают уровень ответственности за результаты лечебного процесса. Ее оформление всегда вызывает определенные трудности у студентов и молодых специалистов.
Заболевания пародонта являются одной из наиболее распространенных патологий (по данным различных исследователей 99-100% у взрослого населения стран СНГ (ВОЗ, 2005), которая и заставляет обращаться за помощью к стоматологу. Известно, что заболевания пародонта неблагоприятно действует на функцию пищеварения, психо-эмоциональную сферу, снижают резистентность к различным факторам, приводят к сенсибилизации и аллергизации.
Недостатки в организации пародонтологической помощи связаны с рядом объективных факторов социального и экономического характера, с поздней обращаемостью пациентов за стоматологической помощью, низкой медицинской грамотностью и активностью населения, а также с тем, что практикующие врачи-стоматологи не уделяют должного внимания заболеваниям пародонта, так как безусловный приоритет они отдают лечению заболеваний твердых тканей зубов. Все это обусловливает необходимость написания учебной истории болезни.
Учебная история болезни, в отличие от врачебной, должна содержать результаты максимально полного обследования пациента по всем разделам (субъективного, объективного, параклинического). Наиболее полная информация о пациенте позволяет правильно диагностировать заболевание и, следовательно, эффективно планировать комплексное лечение и профилактику.
Профессиональные комментарии к клинической картине в учебной истории болезни должны излагаться подробно с описанием всех фаз построения прямого и дифференциального диагноза, что необходимо для усвоения стиля диагностического процесса. С дидактической целью в учебной истории болезни подробно излагается этапный и заключительный эпикриз.
История болезни больных с патологией пародонта имеет ряд особенностей; так, после описания паспортных данных и жалоб больного выясняется анализ заболевания и жизни, где указывается связь с анализом сопутствующих и перенесенных заболеваний, выяснятся частота обострений, причины, их вызывающие, связь между временем года или другими факторами. Все это может вызвать необходимость консультации и лечения у других специалистов (чаще терапевта, эндокринолога, невропатолога, аллерголога и др.).
При расспросе и последующем описании истории настоящего заболевания» студент должен знать, что обнаруживая и указывая возможные причины возникновения болезни, описывая особенности ее течения, определяя эффективность (или, наоборот, неэффективность) использованного лечения, отмечая результаты лабораторно-инструментальных методов исследования, врач создает следующий раздел фактологической основы «истории болезни». Благодаря этому, история заболевания конкретного больного является строго индивидуальной и, поэтому, неповторимой.
Наиболее полная информация позволяет правильно диагностировать заболевание, эффективно планировать комплексное лечение и профилактику, что позволяет в дальнейшем компетентно подобрать методы лечения и реабилитации, обоснованным сочетанием терапевтических, хирургических, ортопедических и физиотерапевтических мероприятий.
Диагностика, лечение и реабилитация заболевания пародонта сложный многоэтапный процесс. Любой врач-стоматолог, сталкивающийся в своей работе с пародонтологическими больными, испытывает трудности как в диагностике, выборе основных и вспомогательных тестов для оценки состояния больного и пародонтологического статуса, так и в лечении этих заболеваний. Лечение должно быть этиологическим, патогенетическим, симптоматическим, общим и местным, и проводиться комплексно, индивидуально, а необходимый объем знаний по различным дисциплинам студенты к IX семестру уже имеют. Схема истории болезни имеет несколько разделов, которые располагают в строгоопределенном порядке.
При составлении истории болезни студент работает в условиях, максимально приближенных к самостоятельной работе, поэтому он должен зарегистрировать полученные данные, осмыслить их, правильно сформулировать предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику, что позволяет лучше ознакомиться с определенными нозологическими формами, составить наиболее рациональный план обследования, лечения больного в конкретной клинической ситуации.
Все это подготавливает в дальнейшем будущего молодого специалиста правильно заполнять амбулаторную карту стоматологического больного, которая является, по сути, сокращенным вариантом истории болезни и где нужно уметь кратко, но, вместе с тем, максимально полно изложить данные обследования, лечения больного. Кроме того, история болезни является основным определяющим документом в решении спорных правовых вопросов, касающихся юридической ответственности врача.
Защита истории болезни – заключительный этап обучения на курсе перед государственной аттестацией. Поэтому можно рассматривать учебную историю болезни как своеобразную дипломную работу, итоговый документ, который характеризует уровень знаний студентов, окончивших соответствующий курс.
В процессе обсуждения истории болезни студенты отвечают на дополнительные вопросы об этиологии, патогенезе, клинике данного заболевания, им предлагается обосновать план обследования и лечения, дать трактовку результатам обследования больного.
Защита истории болезни позволяет оценить теоретические знания студентов в практическом применении, способность к нетрадиционному мышлению. Составление учебной истории болезни способствует реализации основной задачи обучения – повышение качества подготовки специалиста-медика.
|