Томский базовый медицинский колледж, г.
Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность.
В настоящее время педагог
часто является единственной реальной личностью, которая может реализовать в
детях идеи здорового образа жизни.
Средний возраст учителей в школах г. Томска
составляет 50 лет. Во многих школах нет и 5% начинающих учителей, работает
много опытных преподавателей, но, к сожалению, многие из них пенсионного
возраста.
Цель.
Оценка роли педагога в
формировании позитивного отношения подростков к здоровому образу жизни.
Материал
и методы. Нами выбран метод
анкетирования, которое проводилось добровольно среди педагогов 7-11-х классов,
пришедших со своими учениками на профилактические осмотры. Также в опросе
приняли участие педагоги, посещавшие семинары, посвященные репродуктивному
здоровью. По специально разработанной анкете проведен анонимный опрос 35
педагогов. Из них 3 человека со стажем работы менее 5 лет (1-я группа - начинающие),4
учителя - от 8 до 20 лет (2-я группа - с опытом работы) и 25 человек со стажем
работы более 20 лет (3-я группа - учителя с большим опытом работы).
По некоторым позициям ответы преподавателей
были сравнены с ответами учеников 10-11-х классов (15-17 лет), прнявших участие
в параллельном опросе, посвященном выявлению факторов, влияющих на формирование
репродуктивного потенциала.
Результаты.
Среди многих проблем,
стоящих перед педагогами, на первое место выходит проблема борьбы с вредными
привычками, при наличии которых, путь к
здоровому образу жизни замедляется или невозможен.
Несмотря на то, что подавляющее большинство
педагогов (87,3%) не курят, среди начинающих преподавателей 8,0% выкуривают
одну пачку сигарет в день, в группе опытных педагогов 9,6% -курят эпизодически,
а 7,6% выкуривают от 3 до 5 сигарет в день.
Большинство опрошенных педагогов (73,4%)
считают здоровье подростков удовлетворительным. При этом молодое поколение
педагогов (24,0%) утверждает, что состояние здоровья школьников хорошее, и
только 28,2% педагогов со стажем работы более 8-20 лет работы обеспокоены
здоровьем учеников. Ученики так оценивают состояние своего здоровья: чуть
больше половины девушек (53,4%) и юношей (68,6%) считают себя абсолютно
здоровыми, удовлетворительное состояние здоровья имеют 43,5% девушек и 33,4%
юношей, плохое – 1,4% девушек и
1,3% юношей.
Отвечая на вопрос: «Кто должен укреплять
здоровье школьников?», педагоги поста-вили себя на четвертое место (12,3%),
отдав ведущую роль родителям (24,5%), врачам (26,4%) и, как ни странно, самому
ребенку (25,9%). Для укрепления здоровья школьников, педагоги 1-й группы
считают важным наличие специалистов (23,0%) и специальных программ (23,0%), в
то время как педагоги 2-й и 3-й групп отводят главную роль желанию самого
ребенка (23,7%) следовать здоровому образу жизни. При этом все преподаватели
единодушно отмечают немаловажную роль знаний: 1-я группа - 18,4%, 2-я - группа
- 19,3%, 3-я группа - 20,1% в процессе укрепления здоровья учеников.
Из опроса выяснилось, что основную
информацию о здоровом образе жизни педагоги получают из телевизионных передач
(43,5%), журналов (39,7%), при этом почти все полностью удовлетворены этими
знаниями.
Средства массовой информации, в том числе
Интернет-ресурсы, также являются основным источником информации и для
подростков (49,2% девушек, 51,4% юношей), при этом качество этой информации
вызывает сомнения у специалистов. Однако большинство подростков хотели бы
получать информацию о здоровом образе жизни от врачей - 15,3%, родителей -
14,8%, психологов - 14,1%, друзей -5,4%, ставя учителей на одно из последних
мест в этом списке.
Выводы.
1.
Педагогический
аспект проблемы заключается в объединении усилий школы, семьи и, возможно,
специалистов-медиков в единстве требований к детям, умелом использовании
разнообразных методов и приемов воспитания, не противоречащих друг другу.
2.
Здоровым
образом жизни занимаются также специально созданные организации дружественные
молодежи (ОДМ), состоящие из студентов-выпускников акушерского отделения ОГБОУ
Томского базового медицинского колледжа. В помощь педагогам студенты проводят
санитарно-просветительскую работу в школах г. Томска по наиболее актуальным для
разных возрастных групп темам («Гигиена менструального цикла», «ИППП», «Вред
абортов»...). Студенты – медики предоставляют точную информацию о здоровом
образе жизни, формируя позитивное отношение к нему у педагогов и подростков.
|