Сибирский
государственный медицинский университет, г. Томск
Национальный
исследовательский томский политехнический университет
Кафедра международного
менеджмента
Областная детская
больница, г. Томск
Отделение клинической
иммунологии и аллергологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. В современных условиях
модернизации здравоохранения, развивающихся рыночных отношениях в медицине,
руководители стремятся к дальнейшему улучшению качества и одновременному
снижению затрат. В условиях современного рынка возникла необходимость в новом
инструменте, позволяющем адаптироваться к меняющимся экономическим требованиям.
Таким методом стал реинжиниринг бизнес-процессов (РБП).
Цель. Изучить особенности метода РБП и
оценить его эффективность применительно к медицинским учреждениям.
Материал и методы. Изучение специальной
литературы, посвященной теории и практике РБП, анализ практических примеров
реализации данного метода.
Результаты. РБП, описанный M.Hummer и
J.Champy в 1990 году как 'принципиальное переосмысление и радикальная
реконструкция бизнес-процессов с целью достижения кардинальных улучшений
критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса
и оперативности', подразумевает, прежде всего, отказ от управления подразделениями
и сосредоточение на процессах. В ходе планомерной реализации проекта это позволяет
многократно повысить эффективность деятельности при одновременном снижении
затрат всех видов.
Использование
реинжиниринга для реорганизации процессов в медицинских учреждениях началось в
США и странах Европы, в последнее время примеры успешного внедрения РБП
появляются и в России. Проведение РБП, наряду с сокращением издержек, позволяет
создать базу для расширения деятельности медицинской организации и перехода на
качественно новый технологический уровень, что способствует дальнейшему
развитию и повышению конкурентоспособности. РБП также подразумевает готовность
к внедрению информационно-аналитических медицинских систем, построение системы
менеджмента качества, оптимизацию системы управления, а также существенное
снижение зависимости от 'человеческого фактора'.
Здравоохранение
относится к сферам, в которых процесс внедрения РБП идет наиболее медленно.
Человеческая составляющая в медицине играет решающую роль, безопасность и
эффективность медицинской помощи остаются значительно важнее прибыли и
результативности. По этим причинам наиболее успешно и с минимальным риском
отрицательного результата РБП подвергаются процессы, не затрагивающие
непосредственно лечебную деятельность: обслуживание пациентов в регистратуре,
ведение отчетно-статистической документации и другие группы организационных
действий, оказывающих влияние на впечатление пациентов от уровня сервиса и
формирующих условия работы медперсонала.
Процесс
реинжиниринга в лечебно-профилактических учреждениях сопряжен как с общими, так
и со специфическими трудностями. В преобладающем большинстве организаций
государственной формы собственности (коммерческие медицинские учреждения
составляют всего 20% [Ермакова С.Э., 2011г.]) в связи с особенностями финансирования
затруднена оценка соотношения между улучшением услуг и снижением издержек.
Опытные медицинские специалисты на руководящих должностях зачастую не имеют
необходимых знаний в области управленческих технологий. Объем финансирования
некоторых лечебно-профилактических учреждений ограничивает возможности создания
автоматизированной учетно-аналитической системы. Также медицинские организации
до сих пор отличаются достаточно низким уровнем корпоративной культуры.
Все 4 этапа
РБП (планирование, реинжиниринг, преобразование, внедрение) с успехом применимы
в учреждениях здравоохранения, что, на ряду с другими изученными примерами,
подтверждает опыт реорганизации работы приемного отделения Областной детской
больницы г.Томска. Создание и внедрение электронной системы регистрирования
пациентов 'COBRA' в этом учреждении сделало порядок составления документации на
пациентов параллельно-последовательным, ускорило процесс заполнения документов,
сократило количество ошибок вследствие человеческого фактора, облегчило ведение
статистики.
Выводы. РБП с успехом может применяться
в учреждениях здравоохранения, однако его внедрение должно осуществляться с еще
большей ответственностью и постоянным мониторингом изменений, учитывая
специфику данной сферы.
|