Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VI конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2005. – 120 с.
Скачать сборник целиком
Актуальность и значение проблемы содержания образования не вызывает сомнений. Содержание образования является основным компонентом системы образования, а отсюда и наиболее значимым и самым сложным. Сложным потому, что в педагогической науке отсутствует единая точка зрения на вопрос содержания образования и все, что с ним связано - сущность понятия, теории формирования, критерии отбора и прочее.
На различных этапах исследования нами были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, анализ содержания образования как социокультурного феномена, беседы, анкетирование, эксперимент и некоторые другие.
Как известно, содержание образования напрямую связано с историческими процессами, происходящими в обществе, в стране.
В своём исследовании мы проследили путь практически перманентного реформирования системы образования России в XIX - XX вв, подробнее - аспект содержания образования в этих реформах; отразили современные тенденции развития образования и базирующееся на их основе многообразие научно - педагогических взглядов на проблему.
Наряду с перечисленным, осуществлён теоретический анализ существующих на сегодняшний день авторских концепций и программ формирования содержания образования.
Вместе с этим работа содержит аргументированный подход к проблеме формирования содержания образования с точки зрения биосоциальной сущности человека.
Следует констатировать тот факт, что проходящие периодически реформы (начало XIX - начало XXI вв. ) образования были перманентны, но ни одна из них существенно содержание образования не меняла, имели место лишь косметические изменения, часто связанные с уменьшением-увеличением часов на учебные дисциплины (языки, естественные науки, математический цикл).
Так, например, дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя, так как в связи с бурным развитием жизни получаемые знания имеют тенденцию устаревать. Сегодня особенно ярко действительность ставит нас перед насущной необходимостью постоянно расширять знания, но не в форме их механического приращения, как это распространено на современном этапе. Постоянное увеличение объёма знаний, получаемых сегодняшними обучающимися, неумолимо влечёт за собой ухудшение состояние здоровья подрастающего поколения, возникновение разного рода заболеваний.
Мы считаем, что предлагаемое разнообразие концепции в сегодняшней системе образования, не является панацеей от всех бед в педагогике, т. к. часто в целом они носят декларативный характер, не затрагивают, не пытаются изменить сущностных основ педагогики, а, как известно, нельзя построить педагогическое здание, эффективное для обучения подрастающего поколения на шатком фундаменте.
На современном этапе мы являемся свидетелями кризиса педагогической науки и «отмечаем усиление разрыва между, с одной стороны, величайшими возможностями индивида от рождения, развитыми всем ходом истории, с другой, - величайшими достижениями развития человеческого общества, между которыми отсутствует надёжное связующее звено, технология приобщения каждого индивида к достигнутому» [1].
Возникает российский извечный вопрос: «Что делать?». Искать! Искать новые пути в педагогике - обратить внимание на человека, его интеллект.
Так, мы считаем, что действенным способом разрешения вопроса является предлагаемая профессором Терегуловым Ф. Ш. концепция изучения интеллектуальных возможностей человека как биосоциального существа, формирование специфического органа интеллекта, где процесс образования позволит перейти от метода проб и ошибок к организации обучения и сознательному конструированию геномов. При реализации данного подхода каждый индивид будет получать не готовую сумму быстро устаревающих знаний, как это происходит сейчас, а, используя возможности своего интеллекта, сам будет добывать необходимые ему знания.
Интеллект продолжает оставаться тайной, хотя, несомненно, были и продолжают иметь место попытки осознать, осмыслить, что же это такое. Так, на современном этапе, высказывается прогрессивное мнение, что человеческий интеллект - это закономерный продукт эволюции материи. «В целостной эволюционной картине ... искомая программа взаимодействия субъекта и объективной действительности оказывается ... средством притирки, осуществлением всего лишь одного из вариантов движения материи, а существенным и основным результатом вообще всей биологической формы движения является выработка внутри человеческого тела другого тела - некоего органа свертывания материи» [1].
Смыслом образовательного процесса на человеческом уровне становится формирование в некоем сгустке материи механизма собственного отражения и свертывания и тем самым органа воспроизводства собственно свернутого образа действительности, миниатюрной действующей модели Вселенной.
Таким образом, на наш взгляд подход к проблеме содержания образования с точки зрения биосоциальной сущности человека, позволит высвободить часть времени, затрачиваемого обучающимися на усвоение предлагаемой преподавателем готовой суммы знаний, что, несомненно, позитивно скажется на состоянии здоровья учащейся молодёжи.
Литература:
1. Терегулов Ф. Ш. Материя и её сознание. - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.
|