Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Актуальностью данной темы является то, что здоровье школьников, проживающих в разных регионах России, прогрессивно ухудшается. За последние десятилетия доля детей и подростков, здоровых и имеющих только функциональные отклонения, уменьшилась в 1,5 раза. По данным РАМН за последние 10 лет уровень здоровья школьников определяет высокая распространенность морфофункциональных расстройств (25–35%), хронических расстройств (50–70%), а у 80% учащихся 9–11 классов имеются профессиональные ограничения [1]. В настоящее время реформирование средней школы характеризуется интенсификацией и рекордным увеличением учебной нагрузки, особенно в образовательных учреждениях нового типа – гимназиях, лицеях. Особенно резко возросла эта нагрузка за последние годы (в виду реформирования образования). Успешность обучения в таких школах достигается ценой интенсификации умственной деятельности детей и подростков, обусловленной повышенной учебной нагрузкой в условиях дефицита времени. Для этих учащихся характерно постоянное психо-эмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячем положении, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Сформировались дополнительные факторы «внутришкольной» среды – интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения и изменение длительности учебной недели, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей [2].
Целью работы было изучение состояния здоровья школьников выпускных классов, обучающихся в гимназиях и лицеях.
Методы исследования: изучено состояние здоровья 92 выпускников лицеев и гимназий. Проведен анализ следующей медицинской документации – форм №026У (медицинская карта ребенка из общеобразовательных школ) и форма №025Ю (медицинская карта подростка), по результатам углубленных профилактических осмотров с участием специалистов: невролога, окулиста, хирурга, эндокринолога, детского гинеколога, оториноларинголога, педиатра с комплексной оценкой состояния здоровья каждого подростка. Проанализировано 525 детей. Анализ полученных результатов показал, что подростки выпускных классов были распределены по группам здоровья следующим образом: 1-ю группу здоровья составили 13 (2,48%) школьников; 2-ю группу – 155 (29,52%) школьников; 3-ю группу – 348 (66,29%) школьников; 4-ю группу – 9 (1,71%) школьников; 5-ю группу – 0% школьников.
2-я группа здоровья – это дети группы риска (здоровые дети, но имеющие функциональные отклонения). Среди них первое место занимали выпускники с нарушением осанки (68,75%); второе место – с миопией слабой степени(43,75%); третье место – спазм аккомодации(15,63%). Хроническая патология имеет место у 357 выпускников школ(68%). В структуре заболеваний в этой группе здоровья на первое место вышла патология – хронический тонзиллит (23,61%), на второе – плоскостопие (17,52%), на третье – диффузный зоб (17,54%).
Представило интерес сравнить полученные данные с данными по состоянию здоровья выпускников общеобразовательных школ.
Нозология
Общеобразовательные
школы
Школы
«нового типа»
Функциональные отклонения:
Нарушение
осанки
ВСД
Миопия
слабой степени
Хроническая патология:
Хронический
тонзиллит
Плоскостопие
сколиоз
68 человек
(26,1%)
41 человек
(15,7%)
25 человек
(9,6%)
71 человек
(27,3%)
56 человек
(21,5%)
39 человек
(15%)
122 человек
(35,6%)
27 человек
(7,9%)
92 человека
(26,8%)
53 человек
(15,5%)
36 человек
(10,5%)
13 человека
(3,8%)
Следовательно, в школах «нового типа» по сравнению с общеобразовательными школами массовая доля детей с 1-й группой здоровья примерно одинакова (2% и 3,02%), в то время как массовая доля детей со 2-й группой здоровья в школах «нового типа» на 12,85% больше, чем в общеобразовательных; дети с 3-й группой здоровья чаще встречаются в общеобразовательных школах (73% по сравнению с 60,0%), дети с 4-й и 5-й группами здоровья чаще встречаются в общеобразовательных школах (2,3% по сравнению с 1,13%).
Если сравнить состояние здоровья школьников, опираясь на нозологические формы, наиболее часто встречающиеся в этих школах, то видим, что в общеобразовательных школах массовая доля детей с ВСД, хроническим тонзиллитом, плоскостопием и сколиозом много больше, чем в школах нового типа; хотя в школах нового типа больше детей с нарушением осанки и миопией слабой степени.
По-видимому, увеличение доли детей в школах «нового типа» с нарушением осанки и миопией слабой степени связано с повышенной нагрузкой на эти системы организма во время учебного процесса (эти дети больше вынуждены читать, пользоваться компьютерами, чтобы соответствовать требованиям уровня знаний в этих школах). А то, что в этих школах менее часто встречаются хронические формы заболеваний, видимо, связано с активной профилактической работой медицинского персонала школ нового типа, по сравнению с медицинским персоналом общеобразовательных школ.
Таким образом, нами выявлено, что к концу обучения в школах «нового типа» также как в общеобразовательных школах отсутствуют подростки, которых можно было бы отнести к 1-й группе здоровья, увеличилось количество детей с отклонениями в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости нового подхода к организации профилактической работы школьного врача, улучшении знаний педагогов по вопросам здорового образа жизни, рационализации времени, средств и технологий обучения, опираясь на уровень интеллектуальной и физической активности детей, обучающихся в школах нового типа.
Список литературы:
1. Основы превентивной педиатрии / Т. А.Нагаева, Л. И. Огородова, Е. В. Кравец. – Томск: «Печатная мануфактура», 2007. – 272 с.
2. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. Л. Л. Баранова. – М : ГЕОТАР-Медиа, 2007. – 608 с.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99