|
СГМУ, НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Механизмы приобщения к потреблению психоактивных веществ анализируются в рамках различных теоретических схем. Наркотизацию, как и алкоголизацию, принято рассматривать как пролонгированную аутоагрессию, низкую фрустрационную толерантность, заполнение экзистенциального вакуума. Во всех случаях употребление психоактивного вещества, изменяющее состояние сознания, - способ бегства от реальной жизни. Повторяющиеся тенденции ухода от реальности, посредством изменения своего психического состояния определяется как аддиктивное поведение [1].
В данной работе мы поставили цель изучить индивидуально-психологические особенности и качество жизни студентов медицинского и технического Вузов в рамках концепции аддиктивного поведения. С этой целью были обследованы две группы учащихся младших курсов Томского политехнического (126 человек) и Сибирского медицинского (62 человека) университетов. Средний возраст на момент обследования составил 18,3±1,5 лет. Исследование проводилось с помощью сокращенного варианта личностного опросника Р.Б.Кэттелла (8 PF) в модификации В.М.Русалова и О.В.Гусева (1990) и по методике Гундарова И.А. «Роза качества жизни» (1995).
В результате изучения психологических особенностей был выявлен паттерн личносных черт, характеризующих студентов медицинского университета - это эмоциональность, сензитивность, способность к сопереживанию, общительность в сочетании с гибкостью мышления, достаточно высокими интеллектуальными возможностями. Особенности студентов - медиков отражают необходимые в будущем личностные качества врача в отличие от студентов технического ВУЗа, у которых на первом месте высокие способности к абстрактно-логическому мышлению, некоторая же эмоциональная «толстокожесть» менее значима с точки зрения будущего профессионала.
Наименьшая степень удовлетворенности качеством жизни (оценка менее, чем на 50%) в обеих группах отмечена по показателям «Душевный покой», «Материальный достаток», «Здоровье». Разделив обследованный контингент по критерию вовлеченности в употребление психоактивных веществ на группы «потребителей наркотиков» (по факту признания в хотя бы однократном употреблении), «злоупотребляющих алкоголем» (при употреблении алкоголя чаще традиционного) и «без проявлений аддиктивного поведения» (отрицание факта употребления наркотиков, употребление алкоголя традиционное или отсутствует), мы получили следующие результаты. Среди студентов, отрицающих употребление наркотиков и злоупотребление алкоголем, выявлено более высокое качество жизни по показателю «Удовлетворенность учебой», снижение удовлетворенности - по показателю «Жилищные условия». Злоупотребляющие алкоголем студенты отметили более низкую удовлетворенность по показателю «Здоровье», студенты-потребители наркотиков - по показателю «Материальный достаток». Личностные характеристики, отличающие потребителей наркотиков - это импульсивность, подчиняемость, ригидные стереотипы поведения, жесткость и прагматичность в межличностных отношениях при сниженном интеллектуальном потенциале. Таким образом, неудовлетворенность учебой, соматическое неблагополучие и чувство материальной несостоятельности провоцируют аддиктивное поведение и формируют склонность к употреблению алкоголя и наркотиков.
Литература
1. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире -Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние,1990.- 224 с.
|