Самарский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Социально-психологический тренинг – один из самых эффективных видов психологической работы с педагогическим коллективом. В отличие от традиционных методов обучения социально-психологический тренинг прежде всего развивает личность, формирует эффективные коммуникативные умения, помогает освоить навыки межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.
При помощи социально - психологических тренингов каждый педагог может познать себя, свой внутренний мир с несколько иных позиций, освободиться от некоторой запрограммированности, помочь самому себе в выборе характера социальной установки по отношению к ученику. СПТ развивает рефлексию, что способствует эффективному общению; развивает эмпатию.
В своей профессиональной ежедневной деятельности школьный психолог имеет дело с многочисленными проблемами, которые зачастую могут быть разрешены в тесном сотрудничестве с учителем, с педагогическим коллективом. Опыт многолетней работы педагога-психолога в школе показывает, что ни о какой результативности работы психолога не может идти речь, если параллельно не ведется работа с учителем конкретного ученика. Но результат не замедлит сказаться, если психолог разрабатывает свой план работы в школе по следующей схеме: психолог – учитель – ученик – родитель.
Психолог, который чаще всего встречается с ребенком в кабинете с учетом ограниченности во времени, конечно же, проигрывает учителю в том плане, что последний проводит с ребенком гораздо больше времени и в более тесном контакте. В этом случае представляется важным то, как взаимодействуют учитель и психолог.
Мы говорим о психологическом здоровье наших детей в школах и часто забываем, что оно напрямую зависит от психологического здоровья самого учителя, его эмоционального благополучия, ценностных ориентаций, его Я-концепции, а также содержания критерия восприятия ребенка.
В настоящее время во всех или практически во всех школах работает психологическая служба, но наблюдения показывают, что далеко не все педагоги обращаются за помощью к психологу из боязни прослыть некомпетентными или непрофессиональными. Учитель находится во власти ложного мифа о том, что он должен все знать и уметь. В данной ситуации проведение тренингов и участие педагогов в них позволяет им посмотреть на себя с других позиций. Взаимодействие учителя и психолога благотворно отразится и на качестве учебного процесса, и на психическом здоровье учащихся школы.
Опыт нашей работы показывает, что отношение учителей к участию в тренинге неоднозначно. У многих педагогов очень осторожное, даже настороженное отношение к тренингам, хотя именно данный вид тренинга способствует преодолению психологических барьеров и выводит на новый уровень профессиональной коммуникации.
С целью выявления отношения учителя к социально-психологическим тренингам было проведено анкетирование.
Анкета состоит из 2-х блоков, содержащих положительные и отрицательные моменты, переживаемые участниками тренинговой группы. В «позитивном» блоке учителями чаще отмечается высказывание: «Можно посмотреть на себя глазами других» - 91% участников; «Лучше узнаю и понимаю других», а также «Заставляет задумываться над тем, о чем раньше не думала» - 86%.
В «негативном» блоке установочного отношения к СПТ (до начала проведения тренинга) 80% учителей-участников отметили следующее: «Боюсь выглядеть хуже других» и «Мне не хватает на это времени». 73% опрошенных ответили, что «не хочется раскрываться перед другими»; 22% - «Не хочу, чтобы кто-то копался во мне»; 15% - «Вдруг эта информация потом будет использована против меня» и 9% утверждают, что «тренинги мне ничего не дают», «я и без этих тренингов все знаю».
Исследование, проведенное по анкете, составленной В.А.Как-Каликом, показало, что 43% респондентов испытывают состояние раздражения в течение дня. Эта цифра еще раз убеждает в необходимости проведения тренингов и занятий по психоэмоциональной разгрузке для учителей.