Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Осознаваемая в настоящее время необходимость ценностных ориентиров в человеческой деятельности приводит к концептуальному переосмыслению содержания гуманитарного образования. В педагогической науке утверждается положение, согласно которому «содержание профессиональной подготовки учителя, аккумулирующее в себе совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности, должно быть ориентировано на духовно-познавательную и ценностную активность личности студента, развертывание ее способности к социальному действию, на формирование целостной личности педагога-профессионала» [1, 33].
Решение этих задач во многом зависит от осознания значимости художественного образования, ориентируя на максимальное использование в образовательном процессе гуманистического потенциала искусства, его способности соединять задачи образования с духовным, нравственным, эстетическим воспитанием личности.
Искусство, являясь способом познания и способом оценки мира, сосредоточивает в себе ценностные и смысловые элементы культуры и обладает огромной преобразующей силой. Главной функцией («суперфункцией») искусства является внедрение в сознание индивида норм и правил, ценностей, которые не могут быть обоснованы логически, но жизненно необходимы для выживания человека и общества [5, 183]. Функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова.
Многие отечественные ученые, занимающиеся проблемами художественного образования (В.Ф.Асмус, Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, Л.Н.Столович, Б.М.Теплов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.П.Федоров, Т.Я.Шпикалова и др.) видели возможность переустройства мира и решение многих социальных проблем через духовное преображение отдельной личности и общества в целом благодаря эстетическому и художественному воспитанию и образованию; ряд исследований, посвященных психолого-педагогическим, дидактическим аспектам роли и значения искусства, установили взаимосвязь уровня художественного воспитания с общим развитием личности (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.).
Музыкальное искусство является наиболее эмоциональным по силе воздействия и выражает все богатство эмоциональной сферы человека. Изучая музыкальное искусство мы проникаем в мир эстетических и этических представлений и суждений человека, составляющих сущность его духовной жизни, запечатленной в строках нотного текста. В смысловом слое музыкальных произведений воплощены общечеловеческие идеи – представления о добре, красоте, любви – вечных ценностях бытия. Воздействуя на человека, музыкальное переживание пробуждает эмоции, способные вести в духовную сферу, поэтому обращение к искусству создает условия для формирования ценностных установок, поскольку фундамент ценностного сознания личности не рационален, а эмоционален, ибо ценности, ценностные ориентации — нравственные, гражданские, эстетические, религиозные, экзистенциальные (смысложизненные) — передаются не как научные знания, а в межличностном общении, усваиваются не мышлением, а переживанием, переживаются, и только пережитыми становятся стимулами поведения [2, 19].
Исходя из вышесказанного, очевидно, что обучение через искусство, в среде, «напитанной» искусством, обеспечивает творческое развитие и духовное обогащение личности, что дает основание рассматривать любой вид художественного образования, в том числе и образования музыкального, как процесс овладения духовными ценностями, выработанными человечеством на протяжении многовекового культурного развития.
Между тем, творческие, преобразующие возможности музыкального искусства в настоящее время реализуются недостаточно: музыка выполняет в большей мере развлекательную, нежели духовно-эстетическую, формирующую роль, утрачиваются социальные функции музыкального искусства. Приобщение к музыкальному искусству развлекательного типа приобретает массовый характер в ущерб искусству классическому, рассчитанному на подготовленного и образованного слушателя.
Анализ музыкального образования сегодня выявляет, что сложившаяся теория педагогического образования, сохраняющая приверженность к «знаниевой» парадигме, оказала влияние на музыкальную педагогику, в результате чего музыкальное искусство, воплощающее идеальные, духовно-нравственные ценности общества, превратилось в рационализированный и вербализированный процесс научения знаниям, умениям, навыкам. Музыкальное обучение часто носит репродуктивный характер и сводится к механическому запоминанию и воспроизведению музыкального материала, что исключает познание смысловой сферы музыки и глубокое духовное общение с ней. Сегодня профессиональная подготовка будущего учителя музыки отличается недостаточным вниманием к развитию художественной стороны личности музыканта, узко прагматической направленностью обучения. Результатом является неумение студента воспринимать и оценивать образно-смысловой строй музыкальных произведений, и, как следствие, неспособность реализовать в будущей профессиональной деятельности ценностный потенциал музыкального искусства.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования подготовки учителя музыки, непременным условием которой является поиск новых концептуальных оснований музыкально-педагогического образования, его ценностное осмысление, выявление основных целей и задач в русле взаимодействия с социо-культурной средой, прогнозирование тенденций дальнейшего развития и новых моделей, наиболее полно отвечающих потребностям сегодняшнего дня.
Очевидно, что фундаментом подготовки будущего учителя музыки должен стать гуманистически-ценностный аспект – ориентация на гуманистическую направленность профессиональной деятельности и ее аксиологическую сущность. Такая направленность ориентирует интерпретировать музыкальное искусство как форму фиксации, хранения и передачи, прежде всего, духовного наследия человечества, несущее в себе ценностное переосмысление и художественное преобразование мира, а музыкально-педагогическое образование понимать как сферу «духовного производства» [4, 310], основная цель которого заключается в профессиональном и духовном становлении личности, обретающей в музыкально-педагогическом процессе систему ценностей - общечеловеческих идей, профессионально ценностных ориентаций и необходимых педагогу личностных свойств, овладение универсальными способами познания и гуманистическими технологиями педагогической деятельности [4, 323].
Реализация на практике этой направленности возможна, на наш взгляд, на основе интегративного подхода, включающего синергетический, деятельностный, культурологический, интонационный. Интеграция подходов отражает важные составляющие процесса профессиональной подготовки - мировоззренческий, профессионально-ценностный, образовательный, операционный – и направлен на многоуровневое изучение музыкального текста в процессе обучения, выявление его ценностно-смыслового содержания.
Синергетический подход - обеспечивает формирование нового типа мировоззрения. Знакомство с идеями синергетики расширяет знания о мире, дает возможность понять единство всего сущего и построить обобщенную синергетическую картину мира, в которой все - жизнь неживой и живой природы, жизнь и творчество человека, жизнь общества - являются элементами единой системы и в своем развитии подчиняются общей логике. Синергетические представления об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества, позволяют охватить комплексность проблем в мире, по-новому осмыслить исторический ход развития культуры и искусства, понять процессы, происходящие в искусстве сегодня и оптимистически прогнозировать его будущее развитие, осознать назначение музыкально-педагогической деятельности.
Факт формирования личности в конкретной, т. е. музыкально-исполнительской деятельности обуславливает необходимость обращения к деятельностному подходу.
Отражая общую тенденцию, присущую современной науке и практике - введение культурологических критериев в изучение многообразных явлений окружающей жизни, человеческого общества, культурологический подход оказывает воздействие на формирование общей и профессиональной педагогической культуры будущего учителя музыки. Овладение ценностями мировой художественной культуры, обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего педагога, служит расширению его тезауруса, обогащению собственной «картины мира» будущего учителя. Культурологический подход развивает взгляд на музыку с позиций целостной культуры и способствует более глубокому пониманию музыки, поскольку музыкальный смысл характеризуется обусловленностью культурой, контекстуальностью [4, с.327].
В синтезе различных подходов важную функцию выполняет интонационный подход. Воспитательно-образовательное воздействие музыки может состояться только при условии глубокого осмысления природы и сущности музыкального искусства, проникновения в интонационно-образный, смысловой слой музыкального произведения. Как известно, природа музыки интонационна, музыка есть своеобразная интонационная форма существования ценностей человеческого духа — этических, нравственных, религиозных, мировоззренческих. Интонация является важнейшим средством воплощения музыкального образа, наиболее ярким выразителем семантического, смыслового начала в музыке. Именно освоение музыки с позиций интонационной теории как искусства интонируемого смысла (Б.В.Асафьев) способствует развитию ценностно-смысловых аспектов высшего музыкально-педагогического образования, активно влияя на формирование профессиональной культуры будущего учителя музыки, способствуя осмыслению музыкального текста и выявлению его гуманистического и ценностного содержания.
Формирование ценностно-ориентированной личности может быть особенно эффективным в педагогическом процессе, основанном на гуманистическом принципе организации, на гуманистических педагогических технологиях. Гуманистическая направленность образовательного процесса позволяет вырабатывать новый взгляд на содержание и структуру музыкально-педагогического образования как на сферу субъектно-объектных и межсубъектных отношений, диалогических контактов учителя и ученика. Одним из возможных направлений гуманизации процесса образования и воспитания в ВУЗе, проникновение в него духа взаимопонимания является педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Карановский, С.Н. Лысенкова, В.А.Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.).
Таким образом, для музыкально-педагогического образования актуальным сегодня является формирование личности будущего учителя как носителя ценностных ориентаций, на основе познания и принятия «общечеловеческих идей», заключенных в смысловом слое произведений музыкального искусства в процессе их изучения, а также формирование ценностного отношения будущего учителя музыки к профессиональной деятельности. Такая направленность подготовки педагога-музыканта сможет существенно повлиять на мотивационный, содержательный и операциональный компоненты его будущей профессиональной деятельности, не позволяя ограничиться узкоутилитарными целями, напоминая о высоком предназначении искусства.
Учитель музыки, обретший в процессе музыкально-педагогического образования личностную систему ценностей, профессиональную культуру, готовый к осуществлению духовного и ценностно-смыслового воспитания подрастающего поколения, открывает новые пути для совершенствования современного образования.
Литература:
1. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. — М: Прометей, 1999.
2. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Вестник СЗО РАО. – 2001. – Вып.6. – С. 4-28.
3. Козлов Н. И. Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся. – автореф. дисс. ...докт. пед. наук, М. 2006.
4. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. – М.: Изд-во МПГУ, 2003.
5. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. ? М.: Прогресс-Традиция, 2002.
|