Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Возникновение Болонского процесса обусловлено многими факторами, способствующими тенденциям глобализации и интеграции. Образование единого пространства, охватывающего технократическую, экономическую, аскиологическую сферы невозможно реализовать усилиями одной или даже нескольких стран - необходимо объединение всего человеческого сообщества на основе осознания себя каждым индивидуумом неотъемлемой частью этого самого всеединства, от которого зависит спасение цивилизации.
Степень осознания человеком надвигающейся на мир глобальной катастрофы зависит от уровня его сознания, выработанного образованием и воспитанием, несущими ответственность за вооружение человечества такими мыслительными категориями, которые позволяют регулировать собственный инстинкт самосохранения в контексте его взаимосвязи и взаимозависимости от себе подобных, населяющих наш общепланетарный дом.
Идея гуманизма, т.е. умение смотреть на окружающих как на самого себя, должна стать основой общечеловеческой культуры и соответственно её ведущей части- образования. Уместно вспомнить выверенную тысячелетиями и проходящую через все мировые религии заповедь: «относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам».
Осознание значимости образования и в особенности его завершающей ступени, высшего образования, и привело европейских политиков к объединению усилий в рамках Болонского процесса. Нацеленность на интеграцию высшего образования на основе доверия, мобильности, совместимости и привлекательности выглядит заманчиво и для России. Кроме того, зона европейского высшего образования строится на европейских традициях ответственности образования перед обществом за развитие и обучение личности в течение всей жизни, а также на гражданственности. Заявив о своих намерениях расширить доступ к образованию для граждан Европы, министры имели ввиду привлечение талантливых молодых людей со всех континентов.
Вторым после доступности для европейского образования значимым принципом является качество. Оценка качества предполагает охватить преподавание и научные исследования, управление и администрирование. Она требует баланса между новшествами и традициями, экономическими преимуществами и социально- экономической необходимостью, а также связанности программ и свободы выбора студентов. Качество предполагается достигать также и через овладение системой ценностей , характерной для качественного образования: что предусматривает социальное развитие личности на основе способности мобилизовать знания, решать проблемы, владеть искусством коммуникации а, следовательно, и языками.
Гарантированное качество уповает на обеспечение конкурентоспособности выпускников европейских вузов на мировом рынке труда, что, в свою очередь, ведет к превращению образования в рыночную ценность. Забота ВТО о превращении образования в рынок может быть воспринята оптимистично в странах Европы, где общество обеспечивает права и свободы своим гражданам, и по достоинству оценивает интеллектуальный труд, что обусловливает приумножение благосостояния данного общества его членами. Всесторонняя поддержка государством своих граждан мотивирует их заботиться о физическом и нравственном состоянии собственной личности, ее всестороннем развитии на благо себя, своей семьи, общества, цивилизации.
Совершенно иначе складывается ситуация в российском обществе. Люди интеллектуального труда зачастую влачат жалкое существование по западным меркам. Да и финансирование образовательной сферы из федерального бюджета составляет три процента, из которых реально лишь тридцать доходят до образования. Тогда как, например, французское правительство тратит на образование до четверти национального бюджета. Парадоксальность ситуации, демонстрирующей соединение бедности и профессионализма, очевидна. В новый век, в новое тысячелетие человечество вступило с пороками, которые накапливались на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Эта эпоха, выражаясь словами С.Л. Франка, была «… глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности» [1].
Сегодня кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его основных причин является опасный путь игнорирования духовной культуры. Девальвация таких нравственных ценностей как честь, долг, совесть, достоинство и пр., свидетельствующая о сокрушении тысячелетней мудрости поколений, создает явную угрозу для социальной, в том числе и духовной безопасности общества. Именно духовно – нравственное состояние общества тому причина, а не интеллектуальный человеческий потенциал, как считалось прежде, и острого недостатка в котором общество не испытывает. Интеллект – это рычаг, с помощью которого можно развивать экономику и сферу материального бытия. Однако при отсутствии духовно – нравственных ценностей в обществе, это самое общество рано или поздно начинает вырождаться и саморазрушаться через демонизацию сферы общественного сознания. В такой ситуации не будет преувеличением предостережение – если Россия « не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а, значит, и как страна» [2].
В современных условиях будущее страны, да и цивилизации в целом во
многом определяется уровнем духовности и нравственности общества. Если спасение общества зависит от возрождения его духовной культуры, то эту
ответственность должна взять на себя наиболее действенная ее часть – образование. Российская система образования еще недавно успешно конкурировала с европейской. Сегодня же мы демонстрируем падение качества образования на фоне духовно-нравственной деградации общества. Не многие российские вузы сейчас могут похвастаться сохранением сильных сторон национального образования
Лучшие тенденции российского образования, такие как гуманизация и гуманитаризация, остаются на уровне декларируемых ценностей и в редких случаях подкрепляются соответствующим содержанием и релевантными технологиями. А ведь именно гуманизация нацелена на возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании подрастающих поколений в условиях рыночных отношений, требующих не только гибкости, самостоятельности, деловитости и предприимчивости, но, в первую очередь, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, дабы и рыночной экономике придать «человеческое лицо» и направить на благо человека.
В условиях, когда динамическая и порой непредсказуемая социально- политическая обстановка в стране значительно усложняет воспитательный процесс, когда молодое поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный момент становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигаются на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания. Основной целью современного образования должна стать всесторонняя помощь личности в ее разностороннем развитии. А данная разносторонне развитая личность может быть отождествлена с духовно- нравственной личностью. Следовательно, основная цель образования должна реализовываться посредством всех дисциплин. Более сложная задача встает в этой связи перед педагогами- естественниками. Однако в новаторстве и состоит педагогическое искусство и мастерство. В контексте гуманитарного образования приемы нравственного воспитания наиболее эффективны, поскольку сами они являются коммуникативно-направленными.
Гуманитарная образовательная среда может быть рассмотрена как развивающая целостность, содержащая предпосылки, способствующие ценностно-смысловому вхождению человека в культуру. Гуманитарное образование- программа формирования диалогической личности, востребованность которой обусловлена современным социокультурным развитием общества. Человек Культуры- это взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности, это высокая духовность и нравственность, интеллект и творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию.
Идейная направленность гуманитарной образовательной программы естественным образом коррелирует с целеполаганием при образовании единого образовательного пространства в Европе, а именно: обмен лучшими традициями национальных образовательных систем при сохранении этнической идентичности. Взаимообогащение этническими и общечеловеческими ценностями предполагает вхождение в данный процесс, прежде всего, Человека Культуры. Общий культурный фонд становится достоянием человека благодаря овладению им культурой физической, эстетической, нравственной, художественной, политической и, конечно же, духовной в процессе гуманитарного образования и гуманистического воспитания.
Широкий гуманитарный воспитательно-образовательный контекст предполагает достижение конкретных целей, а именно воспитание патриотизма, духовности, национальной гордости, развитие нравственных качеств личности. Формирование нравственных качеств – важнейшая задача, стоящая перед современным педагогом. Преподавателям всех дисциплин необходимо помнить, что практическая цель формирования профессиональных компетенций, являясь ведущей, не должна противопоставляться образовательной, воспитательной и развивающей целям, поскольку они не менее значимы как для общества так и для самой личности.
Дидактический же потенциал гуманитарных наук в деле воспитания Homo moralis практически безграничен. Не случайно М.М. Бахтин определяет гуманитарные науки как «науки о духе»[3]. И содержательная и технологическая стороны гуманитарного образования обладают колоссальными резервами для воспитания Человека Культуры, человека нравственности. «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Мир вступает в век Человека – вот что главное» - восклицает В.А. Сухомлинский [4]. В этой связи закономерен вопрос о совершенствовании содержательного компонента гуманитарных дисциплин и привлечения релевантных наиболее эффективных технологий для его реализации.
Историк, литературовед, культуролог, лингвист и другие специалисты в области гуманитарных наук познают предметы своих дисциплин не иначе как через изучение соответствующих текстов. Научная работа с текстом – самое существо гуманитарного образования общества и человека. Познание духовной жизни человека отличается от познания природы: постигнуть духовную жизнь становится возможным только через раскрытие многозначности текста. Это связано с тем, что человеческий мир недостаточно описать в его внешних проявлениях, ибо в этом случае может оказаться упущенным то главное, что составляет суть данного культурного феномена.
Духовный мир должен открыться внутреннему чувству человека. Кроме того, сам познающий индивид является частью познаваемой реальности т.е. общества, поэтому познание истории и культуры есть одновременно процесс формирования и выражения в новых произведениях (текстах культуры) внутреннего мира того, кто осуществляет познание. Таким образом, познание и жизнь человека в культуре (в обществе) постоянно движутся по пути интерпретации текстов, понимания через них духовного мира к новым текстам и т.п.[5]. Таким образом при формировании разносторонне развитой личности, приближенной к духовно – нравственной, то есть Человека Культуры посредством гуманитарного образования необходимо осуществлять подход к литературным произведениям как к носителям нравственных отношений. Следовательно, на преподавателей – гуманитариев возлагается ответственная задача отбора и организации содержательного компонента на основе аксиологического подхода и таким образом способствовать совершенствованию содержания образования в том числе и с целью наиболее эффективного вхождения в единое образовательное пространство.
Библиография
1. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика 1992- 125 с.
2. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.- 1996 - №2
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство. 1979. – 424 с.
4. Сухомлинский В. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы. 1973.- 211 с.
5. Шаповалов В.Д. Основы философии. От классики к современности:
Учебное пособие для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998 – 576 с.
Похожие статьи:
|