Курский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Химия сегодняшнего дня, объединяющая гуманитарное и естественнонаучное знание, обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами. Современное научное знание, достижение высокого уровня в молекулярной биологии, химии высокомолекулярных материалов, в области нанотехнологий, в медицине, освоении космоса, в сельском хозяйстве, в решении экономических и экологических задач, выполнении целевых государственных программ не может развиваться и прогрессировать без специалистов, владеющих добротной химической информацией, способных работать в условиях рыночных отношений. Основы химических знаний, необходимых в производственной практике, закладываются в школьных курсах химии.
Не случайно в Западной Европе уже в ХVIII веке химия находит своё место в школах (Франция, Германия). В России первые попытки введения химии как самостоятельного предмета в учебные планы реальных гимназий относятся ко второй половине ХIХ века. И лишь в ХХ веке химия как самостоятельный предмет, обязательный для всех средних школ, заняла достойное место в учебных планах. Становление и развитие химии как учебного предмета в системе образования связано с именами выдающихся отечественных учёных и педагогов, составляющих золотой фонд российской науки и образования (Ломоносов М.В., Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Верховский В.Н., Сморгонский Л.М., Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Цветков Л.А., а также Смирнов А.Д., Шелинский Г.И., Полосин В.С. и др.). Но особенного прорыва химическое образование достигло в 60-е годы ушедшего века в период хрущевской оттепели, когда преподавание химии в школе и во многих высших учебных заведениях велось широко и интенсивно. История говорит сама за себя. Успехи наших школьников на международных химических олимпиадах в 80-е годы привели в замешательство американцев. Именно тогда в США были предприняты кардинальные меры по исправлению отставания в области химического образования и улучшению подготовки к олимпиадам американских школьников. Только сейчас озвучено замечание американских руководителей, что космос они проиграли русским за школьной партой. А ведь освоение космоса непосредственно связано с получением химических материалов, способных сохранять свои свойства в условиях космических полётов.
Стоит отметить, что успехи химии с одной стороны и неграмотное использование её достижений с другой стороны породили фобическое отношение к химии. Может быть, это обстоятельство побудило руководство системы современного российского образования отбросить химическое знание на обочину истории. Ведь только беглый обзор занятости по предметам профилей показывает, что изучение химии как самостоятельного предмета планируется в естественнонаучном и агро-технологическом профилях. Такие же профили как математический, социальный, гуманитарный и художественный будут лишены возможности осмыслить гармонию, заключённую в химическом знании. Вряд ли такое отношение к предмету будет способствовать формированию качественного специалиста, способного увидеть проблему на стыке наук и решить её языком специальной науки (гуманитарной, художественной, социальной, юридической). Ведь успехи современной физико-химической биологии дают инструмент для решения серьёзных социальных задач, в том числе и правовых, применяя достижения инструментальных методов контроля в судебной практике. Почему же завет нашего отечественного гения М.В.Ломоносова о том, что «…широко распростирает химия руки свои в дела человеческие», а также его мечта о том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» сегодня забыты?
Современное образование, претерпевая вновь модернизацию, выдвигает главные ориентиры, в которых общая стратегия подразумевает развитие ключевых компетентностей учащихся. В структуре ключевых компетентностей представлены:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешних;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности и др.
В соответствии с современной стратегией именно система химического образования на компетентностной основе обеспечит целостное развитие личности, овладение способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, формирование психологической грамотности, культуры мышления и химически безопасного поведения в окружающем мире. Образовательные компетенции играют полифункциональную межпредметную роль, что должно найти проявление не только в школе, но и в семье, среди друзей, в будущей профессиональной деятельности. Следовательно, важнейшее значение приобретают такие человеческие качества как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере и при этом владение высокими профессиональными знаниями. А формироваться они могут с успехом при изучении химии ввиду того, что при этом активизируются все сферы чувственного познания, и осуществляется переход от живого созерцания к абстрактному мышлению, претворяя видимое, осязаемое, ощущаемое в модели и образы. Завершается процесс познания переходом в практику – воплощение человеческого интеллекта в реальный продукт, даже такой, которого нет в природе, что, к сожалению, иногда создаёт существенные проблемы, связанные с его утилизацией.
В свете всего сказанного вызывает недоумение тенденция свёртывания школьного химического образования, замена в старшей школе учебного предмета химии (а также биологии и физики) для большинства профилей интегрированным курсом «Естествознание». Между тем, в современных условиях информация, поступающая от всех СМИ и, в особенности из Интернета, требует критической оценки, так как нередко она бывает искажённой и даже ложной. Выпускник средней школы должен уметь критически анализировать недобросовестную рекламу, астрологические прогнозы, журналистские ненаучные высказывания и т.п. информацию. А это будет возможно лишь в том случае, если химия, физика и биология – эти три важнейших естественнонаучных предмета будут изучаться в старшей школе независимо от профиля глубоко и серьёзно. Вместе с тем, сегодня потребуются интегрированные научные знания, которые позволят исследовать взаимодействие различных факторов, формирующих чувственную, естественнонаучную, социальную сферы, где химии, изучающей материю на субатомном и субмолекулярном уровнях, должно быть отведено особое место.
Похожие статьи: