Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Обучение представляет собой один из видов управления, субъектом которого является преподаватель, а объектом – личность студента, различные виды его познавательной деятельности. Познание дисциплины осуществляется как через учебный процесс, так и через самостоятельную внеаудиторную работу. Самостоятельная работа студентов - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений, без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. В основных направлениях перестройки высшего образования указывается, что одним из основных способов развития аналитического мышления должна стать самостоятельная работа студентов. В связи с чем увеличен удельный вес самостоятельной работы в учебных программах. Только творческая работа самих обучающихся является наиболее эффективной формой учебного процесса. Самостоятельная работа предполагает усвоение материала не заучиванием, а путем выполнения заданий, необходимых для развития творческих способностей. Совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов на современном этапе является одной из задач первостепенного значения. В вузе закладывается фундамент знаний по специальности, а в течение всей трудовой деятельности врач должен стремиться к постоянному самосовершенствованию. Это может быть достигнуто при наличии навыков самостоятельной работы. Преподаватель выступает только в роли консультанта. Для формирования творческого подхода в отношении понимания и усвоения студентами материала, для улучшения умения использовать накопительные знания и приобретать новые, на кафедре принята программа, в которой предусматривается эффективное использование новых форм УИРС: конкурс музейных препаратов и выступления с докладами на конференции, посвященной основоположникам морфологии.
Конкурс препаратов был проведен среди студентов второго курса. К участию в конкурсе были допущены студенты, повышающие свой рейтинг и имеющие средний балл не менее «4». Работу студентов оценивала комиссия, состоящая из сотрудников кафедры, представителей деканата и других кафедр. На конкурс было представлено 103 препарата, которые можно разделить на три группы:
• стенды;
• влажные препараты по эмбриологии;
• макеты, муляжи, отображающие гистологическое строение различных органов и тканей, для изготовления которых был использован различный подручный материал: глина, гипс, пластилин и т.п.
Каждый участник конкурса подготовил презентацию о выполнении своей
работы. При оценке каждого препарата учитывалось одно из важных требований – это правильность отображения гистологических структур органа. По итогам конкурса были отобраны лучшие препараты, которые помещены в создаваемый на кафедре музей и учебные комнаты, как учебные наглядные пособия.
Первая студенческая конференция была посвящена основоположникам
морфологии, стоявшим у истоков развития гистологии, эмбриологии и цитологии.
Доклады были посвящены жизненному пути и научным открытиям морфологов Уильяма Гарвея, Камилло Гольджи, Роберта Гука, Антони Ван Левенгука, Марчелло Мальпиги и Яна Евангелиста Пуркинье. Из докладов слушатели могли почерпнуть множество малоизвестных фактов о жизни ученых, расширить свой кругозор.
Мы считаем, что используемые новые формы УИРС помогут студентам в
приобретении навыков самостоятельной работы с литературой и Интернетом, расширят их кругозор, повысится качество знаний, а также проводимая работа способствует сближению студентов и преподавателей.
Похожие статьи:
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГИСТОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВОВ СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ