Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Фармацевтический
рынок – это совокупность сторон, взаимодействующих между собой в процессе купли
– продажи лекарственных средств (ЛС) и других фармацевтических товаров. К ним
относятся предприятия-изготовители, оптовые и розничные фармацевтические
организации, население и лечебно профилактические учреждения.
Рынок
фармацевтических услуг имеет четко выраженные территориальные границы.
Потребители этого рынка определяют конъюнктуру спроса на фармацевтические
услуги. С другой стороны, в регионе действуют уже сложившаяся сеть
фармацевтических учреждений, деятельность которых ориентирована на обеспечение
лекарственными средствами, прежде всего региональных потребителей. Таким
образом, региональный характер рынка фармацевтических услуг объективно
обусловлен совпадением его экономических и территориальных границ. В Республике
Бурятия действует единая российская законодательная система.
В современных рыночных условиях на
фармацевтическом рынке существуют предприятия государственной, муниципальной и
частной формы собственности. Поскольку государство также приобретает лекарства
для своих нужд (госзаказ) и определяет правила поведения всех сторон –
государственное регулирование, то оно же является активным участником
фармацевтического рынка.
Целью нашего исследования является анализ
деятельности организаций оптового фармацевтического звена Республики Бурятия.
В числе основных поставщиков ЛС на
территорию республики, по данным Антимонопольного комитета РБ является ГП РБ
«Бурят – Фармация», являющееся к тому же единственным предприятием в
республике, имеющим федеральную лицензию на осуществление фармацевтической
деятельности. ГП РБ «Бурят – Фармация» имеет розничную сеть аптек по районам
республики, число которых за исследуемый период увеличилось на пять единиц.
К числу других крупных поставщиков следует
отнести филиалы в г. Улан – Удэ ведущих
российских дистрибьюторов: ЗАО «Шрея – Корпорэйшн», ООО «Интер – Кэр». По
принципу одномоментного завоза, без создания складских запасов, активно
работают на территории республики филиалы национальных дистрибьюторов: ЗАО «СИА
– Интернэшнл ЛТД», ЗАО Центр внедрения «Протек», расположенные в г. Иркутск.
Кроме крупных российских компаний, успешно
работают региональные оптовые фармацевтические организации (ФО), в их числе ООО
«Митра», ООО «Лара – транзит», ТОО «Бон – Тон», ООО «Этна». По данным
лицензирования 12 муниципальных аптек имеют лицензии на оптовую торговлю, 11 из
которых расположены в г. Улан – Удэ. Значительное число мелких оптовиков не
вносит ощутимый вклад в снабжение территории ЛС. До 2001 года развитие сети
оптовых ФО активно происходит в г. Улан – Удэ, однако, уже в 2001 году три ФО
получили лицензии на оптовую торговлю в районах республики.
Достигнув на начало 2001 года соотношения
числа аптек к числу предприятий оптовой торговли в среднем по республике равное
трем, оптовые ФО разделились: более крупные начали развиваться по пути
улучшения качества предоставляемых услуг и расширения ассортимента, мелкие же,
прекратили оптовую деятельность, получив в большинстве случаев, лицензии на
розничную торговлю
Объектами исследования стали два предприятия
разной формы собственности: государственной – ГП РБ «Бурят - Фармация» и
частной – ООО «Митра».
Устойчивое положение предприятия на товарном
рынке определяют имеющиеся у него возможности и ресурсы: наличие современной
системы управления, подготовленных кадров, инноваций и прочих ресурсов,
обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие предприятия. К важным
конкурентным позициям предприятий относятся: выбор продукции отличной от
продукции конкурентов, степень удовлетворения запросов покупателя, рыночная
доля продукции фирмы, которые определяются выбранной ассортиментной политикой,
производительность труда, стратегическое планирование и управление, способность
оперативно реагировать на изменения рынка.
Ассортимент товаров исследуемых организаций
представлен в таблице.
Таблица
– Сравнительный анализ ассортиментных групп
Группы
товаров
|
Количество
наименований
|
Отклонение
|
ГП
РБ «Бурят -Фармация»
|
ООО
«Митра»
|
Лекарственные
средства
|
2102
|
776
|
+
1326
|
Изделия
медицинского назначения
|
188
|
163
|
+ 25
|
Инструменты
|
6
|
393
|
- 387
|
Дезинфицирующие
средства
|
4
|
49
|
- 45
|
Спирт
|
3
|
-
|
+ 3
|
ПККН
|
36
|
-
|
+ 36
|
Вакцины,
сыворотки
|
45
|
-
|
+ 45
|
Химические
реактивы
|
6
|
28
|
- 22
|
Запасные
детали (сервис)
|
-
|
16
|
- 16
|
Лаб.
оборудование, приборы и посуда
|
25
|
155
|
- 130
|
Питательные
среды, диски
|
-
|
48
|
- 48
|
Мебель
|
-
|
157
|
- 157
|
Медицинское
оборудование
|
-
|
105
|
- 105
|
Диагностические
мед. приборы и наборы
|
49
|
125
|
- 76
|
Мягкий
инвентарь
|
-
|
190
|
- 190
|
Рентген
(оборудование, материалы и одежда)
|
-
|
33
|
- 33
|
Спортивный
инвентарь
|
-
|
7
|
- 7
|
Стоматология
( оборудование и материалы)
|
-
|
502
|
- 502
|
Шовный
материал
|
-
|
64
|
- 64
|
Итого:
|
2464
|
2811
|
- 347
|
В
результате проведенного анализа ассортиментной политики организаций
установлено, что конкурентное преимущество организаций – широта ассортимента
отдельных групп товаров, т.е. каждая организация занимает свою экономическую
нишу на рынке фармацевтических услуг. ГП РБ «Бурят Фармация» имеет преимущество
поставок на розничный рынок медикаментов, а ООО «Митра» - медицинского оборудования,
инструментов и расходных материалов.
Список литературы:
1. Фармацевтической
службе Республики Бурятия 80 лет : сборник Управления фармации / Министерство
здравоохранения Республики Бурятия, – 2004 - . – Улан-Удэ : НоваПринт, 2004.
2. Бланк,
И. А. Управление торговым предприятием : учебник / И. А. Бланк. – М. :
Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.
|