Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки
" с материалами Четвертой Международной Телеконференции
"Фундаментальные науки и практика" под редакцией д.б.н, проф. Ильинских
Н.Н.
Повышение уровня и качества подготовки специалистов само по себе требует от кафедры всесторонней подготовки выпускников Университета. В прогнозируемом будущем врачу стоматологу терапевту окажется недостаточно знать и уметь применять только консервативное лечение, поскольку стоматологические услуги становятся все более сложными и наукоемкими. В связи с этим, востребованность выпускника стоматологического факультета в практическом здравоохранении во многом определена наличием у него междисциплинарных знаний. А это возможно «при подготовке специалиста, умеющего использовать методологию, основные понятия и положения каждой отдельной дисциплины в междисциплинарной, интегративной связи с другими, как средство решения задач в профессиональной деятельности» (Н.Чебышев, В.Каган, 2000).
В государственных образовательных стандартах нового поколения большое внимание уделяется интеграции дисциплин, роли самостоятельной работы студента. В ИГМУ созданы широкие возможности для занятия научно-исследовательской деятельностью уже со студенческой скамьи. В университете действуют студенческие научные кружки, в том числе на кафедре терапевтической стоматологии. Цели работы студенческого кружка на кафедре основываются на взглядах педагогической и научной общественности последних лет, связанных с идеологией (М.Руткевич, 2002) реформируемого высшего образования. Во-первых, это формирование глобальной научно-образовательной сферы (В.Атоян , Н.Казакова, 2002) и, во вторых, развитие у учащихся способности мыслить и структурировать инварианты знания, а не формально запоминать отдельные формулы, схемы, факты и положения, сами по себе имеющие малую познавательную ценность (В.Моисеев, 2002).
Для выполнения первой цели используется реферативная направленность работы студента в кружке. Студенты могут писать рефераты на любые медицинские темы, так как мы стараемся не ограничивать их в пределах тематики нашей кафедры.
Вторая цель достигается непосредственным участием студента в разборе клинической ситуации и выполнении лечебных манипуляций при приеме стоматологических больных под руководством преподавателя, является, на наш взгляд, определяющим в работе студенческого кружка. Ведь абсолютно верно писал М.П. Кончаловский, что «...начинающий изучать медицину, прочтя и даже усвоив книгу по патологии и запомнив большое количество фактов, часто думает, что он много знает, и считает даже, что он – уже готовый врач, но перед больным он обыкновенно испытывает странное затруднение и чувствует, что почва уходит из-под его ног».
Постановка этих целей коренным образом меняет взгляд на студенческую научно-исследовательскую работу, как инструмент получения знания, в процессе додипломного образования. У студента возникает необходимость составления дополнительной индивидуальной учебной программы, основой которой является студенческая научно-исследовательская работа. При этом используемые понятия терапевтической стоматологии должны быть более широкими и общими для смежных стоматологических дисциплин и развиваться с помощью межпредметных связей. Например, научно-исследовательская работа по реставрации зубов композиционными материалами, используя понятие «реставрация», общее для терапевтической и ортопедической стоматологии, направляет студента на изучение альтернативных методов реставрации, применяемых в ортопедической стоматологии. Такой междисциплинарный подход к разрешению клинической ситуации требует от студента составить свой план лечения, следовательно, программу обучения навыкам альтернативных методов, воспитывает чувство ответственности за полученные результаты. Тем самым в сознании студента формируется интегрирование и координация учебных предметов, которые по мнению А.И. Еремкина (1968), закладывают прочный фундамент научного мировоззрения студента, создают у него современный стиль мышления, а студенческий научный кружок, существующий на кафедре терапевтической стоматологии ИГМУ около 70 лет, часто служит первой ступенью для поступления в ординатуру.
|