|
Елабужский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
Одной из наиболее сложных операций при изучение курса «слесарное дело» является операция опиливание. Сложность заключается в правильном распределение усилий правой и левой руки при движении напильника, что бы он двигался строго в горизонтальной плоскости. В противном случае, будет наблюдаться брак при обработке, который называется заваливанием краев обрабатываемой детали. Брак легко выявляется при помощи контрольного угольника методом наложения на просвет.
Именно, правильное распределение усилия руками при работе является самым сложным в этой операции и учащимся сложно вести самоконтроль при работе. Самоконтроль они в состоянии выполнить лишь после совершения этих движений при помощи контрольного угольника. Стремясь помочь учащимся в овладении этой слесарной операцией, учителями был разработан ряд тренажеров. Все они имеют ряд недостатков, т.к. сковывают движения учащихся, потому что имеются определенные устройства, которые должны в случае взаимодействия напильника с каким - либо датчиком (при его неправильном движении) выдавать звуковой или световой сигнал.
Разработанный нами тренажер лишен этого недостатка. Данный тренажер прост в изготовлении и использовании.
Он состоит из:
1. Специальной насадки на носок напильника с узким источником света (в качестве источника света применен лазерный фонарик).
2. Экрана со специальной шкалой на штативе. Шкала имеет нулевой уровень, выделенный красными границами. Остальные уровни – это уровни отклонения. Данные уровни отклонения имеют как положительную, так и отрицательную градацию, которые обозначены черным цветом.
3. Специальной детали для опиливания с дуговой поверхностью. Деталь подвергнута термической обработке (закалке), с целью увеличения срока службы при учебном опиливании.
Дуговая поверхность детали необходима для этого, что бы напильник не занимал устойчивого положения при работе. Устойчивость положения напильника должен создать сам учащийся при обучении на тренажере.
Деталь зажимается в тисы. Спереди тисов устанавливается экран со шкалой на штативе. При помощи линейки измеряется расстояние от поверхности слесарного верстака до поверхности детали. Затем регулируется экран, который можно передвигать на штативе по высоте. Экран устанавливается так, чтобы расстояние, измеренное линейкой, соответствовало средине нулевого уровня. После данных настроек, на напильник крепится насадка, включается источник света, который работает от встроенных батареек. После этого учащийся производит учебное опиливание. При этом он должен следить за тем, чтобы луч источника света всегда находился в зоне нулевого уровня. Если луч света попадает в зону положительной шкалы, это говорит о том, что носок напильника завышен. Если луч света попадает в зону отрицательной шкалы, значит носок напильника занижен. Упражнения продолжаются до тех пор, пока учащийся не достигнет навыка удержания напильника в горизонтальной плоскости, т.е. луч света будет находиться в нулевой зоне. После этого учащийся допускается к практической работе — изготовлению изделий с использованием данной операции.
|